|
Ботагоз Омар
Как бы активно ни внедрялись новые источники энергии, такие как сланцевый газ, биомассы, производство синтетического бензина из угля, ископаемое топливо останется ядром мировой энергосистемы. Другими словами, несмотря на то, что с нефтяным веком уже неоднократно прощались некоторые эксперты, данные Международного энергетического агентства (МЭА) свидетельствуют о том, что черное золото будет востребовано, как минимум, на протяжении 20 ближайших лет. А это открывает новые возможности перед нашей страной, которая уже к 2020 году заметно увеличит темпы по добыче нефти за счет Кашагана, Карачаганака и Тенгиза
При рассмотрении прогнозов мировой энергетической системы обычно во главу угла ставится вопрос, какой будет цена энергоносителей. Как сообщила на днях в Астане, представляя доклад МЭА, исполнительный директор этого агентства
Мария ван дер Ховен, уже третий год, как средняя цена на нефть в мире превышает 100 долларов за баррель. К 2035 году ее стоимость будет повышена примерно до 130 долларов.
Такие прогнозы Международное энергетическое агентство обосновывает увеличением потребления энергоносителей в период до 2035 года на одну треть. Вместе с тем структура мирового баланса энергопотребления меняться не будет: несмотря на то, что ядерная энергетика и доля возобновляемой энергетики будут по-прежнему развиваться, на ископаемое топливо, особенно на уголь, будет приходиться большая доля энергоносителей.
В то же время в ходе 15-го расширенного заседания совета ОЮЛ “Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса “KAZENERGY” исполнительный директор МЭА обратила внимание на то, что география потребления нефти будет меняться.
Это напрямую связано с политикой энергосбережения, которая сегодня проводится в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Еще в 70-х годах прошлого века на них приходилось две трети общего энергетического мирового спроса. Сегодня эта доля доведена до 50 процентов, а к 2035 году, как ожидается, она будет снижена на треть.
“Что касается евразийского региона, включая Казахстан, на эту долю приходится львиная часть роста потребления”, - многозначительно подчеркнула эксперт. “Мы видим, что выбросы, которые ведут к потеплению на нашей планете, продолжают расти, и эта политика поддерживается некоторыми странами, которые поддерживают неограниченное потребление”, - чуть ранее в своем докладе отметила Мария ван дер Ховен, дипломатически не указывая, о какой конкретной стране идет речь.
Продолжая экологическую тематику, эксперт выразила обеспокоенность, что к 2035 году на энергетику будет приходиться две трети всех выбросов парниковых газов. “С такими темпами потребления ископаемого топлива увеличение температуры в среднем будет проходить на 2,7 градуса Цельсия. Это намного больше порогового уровня для запускания глобального потепления”, - заявила представитель МЭА.
Возвращаясь к вопросу географии потребления нефти (который немаловажен для нашей страны, как ее ключевого добытчика), следует отметить, что в последние годы пальму первенства у США по потреблению сырой нефти отобрал Китай, и такая тенденция, по мнению МЭА, сохранится до 2035 года.
На второе место здесь вырвется Индия.
В свою очередь, рост потребления в этих мировых державах аналитики обосновывают повышением объемов транспортировки грузов (и, как следствие, увеличением потребления бензина и дизельного топлива) и развитием нефтехимии в Китае и в Индии. Причем здесь Мария ван дер Ховен подчеркнула, что это вовсе не означает, что нефть останется единственным источником топлива для транспорта. Во главу угла выходят природный газ и биодизель, которые становятся все более доступными.
Вышеперечисленные тренды ставят новые задачи не только по диверсификации нефтепроводов для стран, добывающих нефть, но и указывают на потенциал по нефтепереработке. Последняя, кстати, не поспевает за ростом потребления. “Мощности нефтепереработки всего лишь являются достаточными для того, чтобы отвечать сегодняшним потребностям, и основные мощности в настоящее время фокусируются в Европе, США и Японии”, - отметила исполнительный директор МЭА, добавив, что и в Казахстане модернизируют действующие НПЗ и будут строить новые. И несмотря на то, что отечественные министры обещают, что это произойдет в ближайшие годы, эксперт МЭА считает, что эти планы будут реализованы не ранее 2025 года.
Перспективы мировой энергетики открывают для нашей страны новые возможности. Особенно если учесть, что, по данным МЭА, в США сланцевая нефть войдет в пиковый период до середины 2020-х годов, и после 2025 года их роль будет незначительна. “Казахстану необходимо будет реализовать свою нефте- и газотранспортную инфраструктуру для того, чтобы сократить транзитные риски. И плюс есть рыночные неопределенности относительно угля, потому что динамика роста потребления на уголь зависит от многих переменных, среди которых - политика в области изменения климата, мировая политика”, - озвучила рекомендации эксперт.
Указав на то, что в Казахстане мощности по энерговыработке подходят к концу своего жизненного цикла, Мария ван дер Ховен обратила внимание на то, что по энерговыработке в настоящее время идет замещение угля природным газом. “Происходит также сокращение так называемых технологических потерь, и это будет означать меньше выбросов СО2 при выработке электроэнергии, и для Казахстана здесь тоже есть огромный простор для маневра”, - добавила она.
Комментируя выступление коллеги из МЭА, министр нефти и газа Узакбай Карабалин отметил, что для нас очень важно, что в прогнозе до 2035 года роль нефти, газа и угля остается самой весомой в мировой структуре энергоносителей.
“За годы независимости мы вошли в топ-15 крупнейших обладателей доказанных запасов нефти и в первую двадцатку по запасам газа. Добыча нефти в нашей стране выросла более чем в 3 раза, до уровня 1,6 миллиона баррелей в сутки, а по газу - более чем в 5 раз, до 40 миллиардов кубических метров в год”, - сообщил главный энергетик страны, добавив, что, по прогнозам МНГ, после 2020 года уровень добычи нефти в Казахстане составит около 2 миллионов баррелей в сутки. Базовыми проектами здесь являются наши месторождения - супергиганты Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. Они входят в мировой топ-60 с запасами, по каждому из которых имеется не менее 7 миллиардов баррелей нефти.
Астана |