|
Ольга Шишанова
В Казахстане предлагают сократить количество контролирующих таможенных органов, передав непосредственно таможне функции ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений
Как считают чиновники, такие меры позволят не только исключить дублирование таможенных органов, но и ускорить прохождение грузов на границе. Речь идет, причем еще с 1 июля 2010 года, об автопунктах пропуска через государственную границу Казахстана, совпадающую с таможенной границей ТС.
Вот только идея не у всех вызывает одобрение, особенно у представителей бизнеса. Дело в том, что Казахстан сегодня является скорее импортером, чем экспортером продукции, как в рамках ТС, так и в отношении дальнего зарубежья.
Правда, российские коллеги казахстанских таможенников отмечают в своем ведомстве ту же самую картину. Только с той разницей, что Казахстан в основном импортирует продукцию стран Таможенного союза и китайского производства, а россияне - из стран ЕС.
Однако в любом случае отсутствие профессионального ветеринарного и фитоконтроля на границе явно повлечет за собой “серьезный риск ввоза некачественного и небезопасного сырья и продуктов питания, как для потребителей, так и для отечественного сельского хозяйства”. Реалии сегодняшней жизни постоянно подтверждают периодически выявляющиеся несоответствия качества импортируемой продукции казахстанским санитарно-ветеринарным нормам.
А значит, “с не прошедшими необходимый ветеринарный и фитосанитарный контроль животноводческой продукцией, кормами и продовольствием в республику могут проникнуть опасные болезни”. И не только. Специалисты сомневаются, что таможенная служба, основной заботой которой будет пополнение бюджета, сможет на должном уровне обеспечить как ветеринарный, так и фитоконтроль.
Например, когда создавался ТС, то в ветеринарных правилах ввели ограничение на ввоз некоторых экзотических видов земноводных, которые могли содержать опасные биологические токсины, иными словами, попросту оказаться ядовитыми. Но вот выявить эти породы могут, как оказалось, только профессиональные эксперты, которых в республике и так не хватает. И это только единичный пример.
Также существует и отрицательный момент - человеческий фактор. Таможенная служба, будучи настроенной на увеличение как скорости, так и количества провозимых через границу товаров, может просто пропустить или даже не заметить какой-либо некачественный товар. Эксперты советуют: “В таком случае стоило бы изначально создать сервис предварительного информирования таможенных органов о поступающем грузе с необходимыми сведениями не только таможенного, но и ветеринарного характера”.
Например, так поступают в 28 странах Евросоюза, где кроме всего прочего на границе строго соблюдают режим Международного эпизоотического бюро.
Что же касается Казахстана, то депутаты мажилиса парламента РК, чтобы картина не выглядела совсем уж удручающей, предлагают ввести ужесточающие поправки в кодексы об административных правонарушениях и таможенном деле, а также в законопроекты “О карантине растений” и “О ветеринарии”, хотя пока никто из них не знает точно, какие именно.
Мотивация нововведения сводится пока лишь к тому, что “подобная практика существует в странах Таможенного союза, а также в странах Северной Америки, Австралии, Грузии и других государствах мира”.
Но не следует забывать, что непродуманное проведение упрощающих реформ, касающихся ветеринарного и фитоконтроля на границе, уже неоднократно приносило печально известные отрицательные результаты. Так, когда почти десять лет назад та же Грузия упразднила свою таможенную ветеринарную службу, туда был занесен вирус (А ЧС) свиной чумы из Африки, который до сих пор - большая угроза экспортной животноводческой продукции из этой республики.
Астана |