|
Ольга Шишанова
Апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам суда ЗКО вынудила чиновников маслихата региона отказаться от незаконного желания заработать на любителях лесного отдыха
Разбирательство длилось почти год. Как оказалось, еще в марте 2013 года маслихат Западно-Казахстанской области задумался о ставках оплаты за лесопользование, а конкретно - за сбор ягод и грибов, которые должны были обойтись любителям лесных прогулок в 150 тенге за килограмм ягод и в 180 тенге соответственно - за килограмм грибов.
Любопытно, что методика, как и сами расчеты, не была зарегистрирована в заинтересованных органах. Зато предприимчивые чиновники свои действия мотивировали “соответствием с правилами и методикой, утвержденными министром сельского хозяйства РК”.
Правда, когда и кем конкретно они были утверждены, никто точно ответить не смог. Затруднились дать ответ нашему изданию и в Министерстве сельского хозяйства республики, хотя и подтвердили, что “да, такая методика существовала”.
Дальше - больше. Под статью расходов кроме съедобных лесных даров в ЗКО постепенно попали сбор трав, сенокос и выпас скота. Правда, за отдельную плату или так называемый “лесной билет”.
Кроме того, “жители должны были платить даже за сбор опавших листьев и за пользование лесом в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях”.
Получалось, что даже дети, если бы они решили отправиться в туристический поход или за сбором гербария, должны были, по замечанию одного из правозащитников, “платить оброк маслихату”.
Тем не менее решение суда первой инстанции, куда обратились по этому поводу уральцы, было не в их пользу, хотя и противоречило Конституции РК, Кодексу “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, а также нормам Лесного и Экологического кодексов.
В частности, эти нормы, хотя и далеки от совершенства на сегодняшний день, предусматривают “право на бесплатное без разрешительных документов пребывание на территории государственного лесного фонда в целях проведения отдыха, участия в оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных мероприятиях, сбора для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственного сырья и иных лесных ресурсов, за исключением объектов растительного мира, отнесенных к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения”.
Парадокс был и в том, что любители “тихой охоты”, если бы не смогли собрать уже оплаченное ими предполагаемое количество грибов и ягод, назад свои деньги вернуть не могли. Зато, как было отмечено правозащитниками, “решением маслихата успели попользоваться дорожные полицейские, штрафовавшие грибников”.
Если обратиться к опыту зарубежных стран или СНГ в подобных вопросах, то в той же Украине пытались взимать плату за сбор лесных богатств еще в 2002 году. Однако с принятием нового Налогового кодекса в 2012 году в этой стране утвердили нормы от 10 до 15 килограммов бесплатного сбора, сверх этого уже устанавливалась такса для оплаты.
В Беларуси пробовали, но пока не ввели налог за пользование деревьями и кустарниками на собственном приусадебном участке, помимо общего налога на землю.
В Великобритании условия пользования лесными угодьями распространяются только на частные землевладения, открытые для всеобщего посещения, а в Финляндии, где свободно можно разгуливать по лесным массивам, как в городах, так и за их пределами, доходы с продажи собранных грибов и ягод освобождены от налогов.
Астана |