|
Ботагоз Омар
Первый в Казахстане Национальный энергетический доклад, презентованный вчера в Астане, по мнению представителя Международного энергетического агентства, дает ответы на многие вопросы, интересующие мировое сообщество. В частности, что страна будет делать для снижения энергоемкости (по ее объему мы пока, к сожалению, на первом месте в мире). Возможно, именно поэтому Всемирным банком два года назад и предрекался энергетический кризис для центральноазиатских стран
В ходе прошедшего вчера в Астане 15-го расширенного заседания совета ОЮЛ “Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса “KAZENERGY” был презентован как прогноз мировой энергетики в текущем году (Международным энергетическим агентством, МЭА), так и национальный энергетический отчет Казахстана, который впервые подготовили в нашей стране.
По словам генерального директора ассоциации Асета Магауова, “несмотря на все большее вовлечение в мировой энергобаланс возобновляемых источников энергии, необходимо признать - и об этом в прошлом году заявили на заседании Международного энергетического совета, что уголь является и в обозримой перспективе будет оставаться основным видом энергоресурсов Казахстана”.
Отвечая на вопрос “НП” о видении МЭА относительно энергетики Казахстана в свете озвученного два года назад заявления экспертов Всемирного банка о грядущем в нашем регионе энергетическом кризисе, исполнительный директор МЭА
Мария Ван дер Ховен отметила, что на мировой энергетической карте к 2035 году ожидается повышение потребления энергии на 30 процентов.
“Также мы видим, что потребление будет уходить на Восток, в Азию, и это означает, что новые рынки будут развиваться в этом регионе. Что касается Казахстана, то здесь необходима экспортная диверсификация производства”, - отметила она, добавив, что в этом ключе нужно решить вопросы транспортировки энергетических мощностей.
“Другая часть вопроса - это энергетическая интенсификация, энергоемкость, и мы видим, что энергоемкость в Казахстане - самая высокая в мире. В то же время презентованный сегодня национальный энергетический план уже дает ответы на многие вопросы. Из этого документа мы видим, что энергоэффективность для Казахстана является приоритетом”, - сообщила эксперт, подчеркнув позитивную тенденцию по увеличению в нашей стране возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В то же время она добавила, что потенциал “зеленой энергетики” нужно использовать в полной мере. Это не только гидроэнергетика, но и гелио-, ветровая, биомасса. Но она предостерегла от ошибок в других странах, развивающих ВИЭ, где не был учтен экономический аспект, и тарифы на подключение оказались слишком высокими.
Как следует из Национального энергетического доклада, казахстанские эксперты не согласны с тем, что мы впереди планеты всей по уровню энергоемкости. “Несмотря на высокую энергоемкость ВВП, по показателям энергопотребления на душу населения Казахстан находится на уровне развитых стран”, - говорится в докладе.
В нем прописано, что энергосбережение и повышение энергоэффективности является одним из приоритетных направлений развития промышленности Казахстана, позволяющим сократить темпы роста энергопотребления, сократить необходимые объемы строительства новой генерации и повысить конкурентоспособность экономики.
“Вместе с тем государством поставлены амбициозные цели по снижению энергоемкости ВВП на 10 процентов к 2015 году и на 25 процентов к 2020 году, для приближения к которым необходима организация государственного контроля за соблюдением нормативов по энергопотреблению и проведение мониторинга этапов реализации программы “Энергосбережение-2020”, - говорится в документе.
Технический потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 28 процентов от общего объема потребления первичных энергетических ресурсов. “В то же время в условиях Казахстана экономически оправданной будет реализация только части этого потенциала - 19 процентов от общего объема потребления первичных энергетических ресурсов или около 12 миллионов тонн нефтяного эквивалента”, - добавил Асет Магауов.
“Реализация даже экономически оправданных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности зачастую требует значительных инвестиций, для привлечения которых необходимо развивать новые финансовые механизмы (энергосервисные контракты и углеродные инвестиции)”, - отметил он. По его мнению, несмотря на неоднозначность международной политики в области “борьбы с глобальным потеплением”, Казахстан может использовать прагматичный подход при формировании углеродной политики в целях привлечения инвестиций и модернизации отечественной энергетики.
В то же время, по его словам, “принятие значительных международных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов не должно являться приоритетом углеродной политики Казахстана”. В случае принятия “Дохийской” поправки к Киотскому протоколу вхождение Казахстана в список стран Приложения Б будет иметь негативные последствия для экономики страны. “С учетом структуры промышленности Казахстана необходимо поэтапное формирование внутренней системы ограничения выбросов парниковых газов, в том числе переходный период функционирования углеродного рынка в имитационном режиме”, - резюмировал Магауов.
Фото Радмира Фахрутдинова
Астана |