|
Ботагоз Омар
Четыре года назад о 2014-м думали как о сказочных временах, в которых вряд ли осуществится Программа индустриализации. Мы и сами не заметили, как за это время пересели в отечественные авто, начали покупать отечественные медицинские препараты, как увеличился ассортимент продуктов в супермаркетах под брендом “Сделано в Казахстане”, по железным дорогам стали курсировать казахстанские тепло- и электровозы, воздух - бороздить отечественные вертолеты, и даже дома - строить в порядке жилищного конвейера, сразу с домостроительных комбинатов
Поначалу к ГПФИИР и эксперты, и депутаты относились скептически, заваливая главу профильного министерства вопросами преемственности госпрограмм, возмущаясь, почему мы, не завершив предыдущие программы индустриализации, взялись за форсированные планы, да еще и на целых пять лет вперед.
Экс-премьер Карим Масимов, взявший данную госпрограмму как главный курс всего правительства и акимов регионов, также осторожничал в этих вопросах, предостерегая руководителей администраций областей, что они не должны помпезно перерезать красную ленту, а потом заявлять об остановке производства.
Конечно, в ходе реализации ГПФИИР были и плюсы, и минусы. Наряду с успешными проектами есть те, которые в силу тех или иных причин так и остались реализованными лишь на бумаге. Как говорится, не без этого: современный мир диктует такие условия, при которых на всех уровнях нужно принимать гибкие решения, в соответствии с потребностями мировой экономики.
В своем недавнем выступлении в ходе телемоста, посвященного реализации проектов ГПФИИР, президент обратил внимание на то, что индустриальная политика должна постоянно адаптироваться к изменяющемуся миру. “Некоторые отрасли, например, которые сегодня работают, завтра могут потерять актуальность. Тогда надо менять подходы в реализации индустриальной политики, и к этому должны быть готовы наши предприятия. Например, в Южной Корее было, как и у нас, множество секторов промышленности. Но когда они поняли, что какая-то отрасль производит продукцию, которая уже не нужна для мирового рынка, они прекращали ее выпускать и переходили на то, что сегодня востребовано. Я думаю, сегодня малый и средний бизнес это чувствует, и мы должны гибко переходить и быть готовыми к такому переходу, смотреть на конъюнктуру рынка”, - отметил Нурсултан Назарбаев.
По его словам, в новой пятилетке ГПФИИР, с 2015 по 2019 год, Казахстан должен акцентировать свое внимание на развитии пяти отраслей промышленности: нефтегазовой, горнорудной, пищевой, а также в сфере агропромышленного комплекса и производства строительных материалов.
А пока обратим внимание на то, чем запомнились нам первые годы ГПФИИР, о новостях которой не уставали сообщать казахстанские электронные и печатные издания всех мастей.
Итак, стартовый для ГПФИИР 2010 год. Время, когда начали пересматриваться все предыдущие меры государства, направленные на дело всеобщей индустриализации. Начали формироваться Карта индустриализации, пересматриваться законы. В этот период была особенно важна широкая поддержка бизнеса, в результате кризиса оказавшегося в трудной ситуации. Поэтому немаловажным было продолжение мер господдержки отдельных секторов промышленности, наиболее зависящих от волатильности на мировых рынках. В этот момент особенно важно было дать сигнал крупным инвесторам, что казахстанская экономика стабильна даже во время мировой турбулентности.
Именно в первый год впервые в Казахстане стали производить тепловозы по технологии General Electric, моторные масла, каустическую соду, панельные радиаторы и титановые слитки, новые виды силовых и контрольных кабелей, шприцев и йогуртов, нефтегазового оборудования.
После успешного 2010 года в Кабмине нашли, чем удивить казахстанцев в 2011 году. В стране реализовали в общей сложности 214 проектов ГПФИИР, среди которых - выпуск вертолетов, грузовых и пассажирских вагонов, пожарной техники и топливозаправщиков, морских металлоконструкций, чистящих средств и электротехнического оборудования. Первые ростки деятельности стал демонстрировать местный автопром, который впервые в казахстанской истории по динамике развития стал лидером среди отраслей промышленности.
В 2012 году отсев проектов в ГПФИИР стал более тщательным, с упором на высокотехнологичные и экспортоориентированные проекты. В это время ввели 162 новых проекта, в их числе производство электровозов с участием французской Alstom, химических средств защиты растений, фотоэлектрических модулей, начато развитие отраслей редкоземельных металлов.
И наконец нынешний год стал знаковым для машиностроения. Сразу два мировых гиганта решили организовать в Казахстане производства по сборке автомобилей: Toyota и Peugeot Citroen. Французская компания уже приступила к выпуску машин в Костанае. Там же в 2014 году стартует производство и японских внедорожников. Запускается более 100 новых индустриальных производств. Появились топливораздаточные колонки, трубопроводная арматура, изоляционные плиты, светодиодные лампы, линзы для очков. Фармацевтические заводы наладили выпуск новых видов изделий медицинского назначения: лекарств, инъекционных и инфузионных растворов.
Не менее плодотворным должен быть и 2014 год, который станет завершающим в намеченной пятилетке. В целом к началу 2015 года ожидается довести прирост ВВП страны (по сравнению с началом 2010 года) в полтора раза. Кроме того, к началу 2015 года планируется увеличение производительности труда в обрабатывающем секторе в 1,5 раза, доведение доли инновационно активных предприятий до 10 процентов, увеличение энергоэффективности на 10 процентов к 2015 году и на 20 процентов к 2020 году.
Астана |