|
Юлиана Жихорь
В последнее время у премьер-министра появилась новая излюбленная фраза: “Несмотря на турбулентность в мировой экономике и ее влияние на нашу...” и далее по теме совещания. Проведенное в середине нынешней недели расширенное заседание правительства по итогам первого полугодия показало: турбулентности в стране действительно нет, а завихрения случаются исключительно в рамках антикризисных мер
Состояние экономики страны во время расширенного заседания правительства, состоявшегося в минувшую среду, лучше всех охарактеризовал глава Нацбанка Анвар Сайденов: “За последний год многими экспертами, в том числе международными, были сделаны различные прогнозы в отношении дальнейшего развития ситуации в реальном и финансовом секторах экономики Казахстана. При этом большинство из них прогнозировали экономический кризис в Казахстане, предсказывались замедление экономического роста до нулевого уровня и даже экономическая рецессия.
Высказывались опасения о кризисе платежного баланса и значительной девальвации обменного курса тенге. Ожидался коллапс финансовой системы. Однако мрачные предсказания таких экспертов не оправдались. Платежный баланс в первой половине 2008 года демонстрирует устойчивость международных позиций Казахстана, профицит текущего счета составляет 6,7 миллиарда долларов (справочно: в прошлом году дефицит был 7 миллиардов долларов). Прямые инвестиции - 3,1 миллиарда долларов. Ни один банк не допустил дефолта ни по внешним, ни по внутренним платежам. Обменный курс стабилен, а в обществе отсутствуют девальвационные ожидания”.
|
Бахыт Султанов считает, что завихрения под контролем |
По сути дела, его заявление подвело итог основным выступлениям министров экономического блока - экономики и финансов. Бахыт Султанов рассказал, что в первом полугодии рост производства наблюдается во всех секторах экономики, кроме обрабатывающей промышленности. В итоге ВВП вырос на 5,1 процента, а к концу года, по прогнозам Министерства экономики и бюджетного планирования, может достичь 5,3 процента.
Это, конечно, значительно ниже прошлогоднего показателя, но зато вполне вписывается в запланированный бюджетом коридор в 5-7 процентов. Кстати, рост ВВП обеспечивался в основном добывающим сектором, сельским хозяйством, строительством и сферой услуг. (Первые два вообще стали локомотивом в этом году - цены на сырье и продукты питания растут как на дрожжах.)
“Вследствие роста цен на энергоресурсы впервые за последние годы сложилось положительное сальдо текущего счета (3,8 миллиарда долларов за 1-й квартал) и платежного баланса в целом”, - сообщил министр, добавив, что международные резервы страны, включая деньги Нацфонда (25,7 миллиарда долларов), увеличились на 21,4 процента и составили 46,9 миллиарда долларов.
Единственное, что может подпортить относительно стабильную экономическую картину, - инфляция. На конец июня она составила 5,7 процента (в июле - еще 0,9 процента), что на один процент выше прошлогодних показателей. (В принципе, если сравнивать с другими странами, то в Казахстане инфляция еще на “приличном” уровне. В России по итогам полугодия она составила 15,1 процента, в ЕС - вдвое превысила рамки, определенные Маастрихтскими критериями.)
Для достижения главной цели нынешнего года - удержания инфляции в пределах 10 процентов, правительство старается изо всех сил: создает стабилизационные фонды зерна и социально значимых видов продукции (продукты питания стали главным двигателем инфляции в этом году), запрещает экспорт зерна и ГСМ, объявляет мораторий на повышение тарифов.
Многие государственные органы так погрузились в процесс сдерживания цен, что забыли о важности своевременного освоения бюджетных средств. По словам главы Минфина Болата Жамишева, по итогам первого полугодия неосвоенными остались 41,5 миллиарда тенге. Из них только 4,9 - по объективным причинам. Но... “Неисполнение бюджета при любых обстоятельствах не воспринимается как что-то заслуживающее оправдания, - заявил Жамишев. - И я думаю, что по итогам 9 месяцев следует проанализировать перспективы освоения или неосвоения отдельных бюджетных программ. И исходя из этого принять решение об уточнении бюджета с тем, чтобы по итогам года в графе неосвоения по субъективным причинам просто стоял ноль, по возможности”.
До нуля же пока далеко. Наибольшая сумма недоосвоения у Министерства обороны - 5,5 миллиарда тенге, министерства науки и образования - 4,9 миллиарда, Минэнерго - 4,2 миллиарда, Министерства туризма и спорта - 3,4 миллиарда, Министерства культуры и информации - 3,3 миллиарда и у Агентства по статистике - 2,1 миллиарда тенге.
Карим Масимов, как и все предшествующие ему премьеры, пожурил отстающих: “В этом году, когда были с отчетом в парламенте, нам совершенно справедливо депутаты задавали вопрос. Администратор программы доказывает перед бюджетной комиссией, формируется бюджет, в парламенте защищаем. А потом неисполнение. Тогда зачем доказывал, зачем просил, если потом эти деньги у тебя горят?”
И пообещал наказать. Но не сейчас, а лишь по итогам исполнения бюджета за 9 месяцев (дал срок, так сказать, подчистить хвосты). “По итогам 9 месяцев общим списком я вношу представление главе государства о наказании. Какое наказание - это уже другой вопрос”, - сообщил премьер-министр, добавив: “Давайте так - без обид. За вину первого руководителя наказание будет нести все ведомство”.
Астана |