ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Змея дыма События

Алан Байтенов
В минувшую пятницу Алматинский городской центр формирования здорового образа жизни оценивал эффективность проводимой программы “Алматы - город, свободный от табачного дыма”. Инструмент - исследование, в котором приняли участие около 1000 респондентов. Как и ожидалось, самая уязвимая аудитория - школьники и молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. То есть именно те слои, которые так необходимы для поддержания жизни табачных империй. Общество пока проигрывает эту битву

На конференции была озвучена одна интересная закономерность - пристрастие к табаку напрямую связано с уровнем образования - чем оно ниже, тем выше уровень курения. Но об этом мы поговорим немного ниже. А сначала немного цифири из исследования, которое провело агентство InnovationResearch.
Итак, по показателям этого года, число постоянных курильщиков снизилось на семь процентов по сравнению с 2012 годом. В этой категории оказались 10,1 процента всех опрошенных.
Но, кстати, оказалось, что повышение цен не сильно скажется на желании бросить курить. Так, к примеру, семь процентов опрошенных отметили, что не будут менять свое поведение в случае взлета цен. И эта цифра, пусть и номинально, но все-таки подросла по сравнению с прошлым годом - в 2012 году таких было “всего” 6,8 процента опрошенных. (Попытаются бросить курить в случае повышения цен 38 процентов респондентов - в 2012-м их было 38,9 процента.)
Самая интересная часть исследования, конечно же, завязана на следующих категориях - школьники и молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Объясним почему - это главное поле битвы как для табачных гигантов, так и для общественных организаций, борющихся за отказ от курения в обществе. В этом случае у корпораций свои цели - эти категории граждан являются стратегическим запасом, так сказать, заделом на будущее, который гарантирует поддержание жизни табачных империй. Или просто смена, что будет приносить прибыль уже совсем скоро. Конечно же, на них ориентируются и организации - если уберечь эти группы от вредной привычки сейчас, можно ожидать существенного сокращения числа курильщиков также очень скоро. Как показывает практика - все вредные привычки приобретаются именно в этом возрасте. Правда, здесь пока что активисты за здоровый образ жизни проигрывают корпорациям - в графе “никогда не курили” оказались 85,6 процента школьников. К сведению: в 2012 году их было больше на два процента. (Среди совершеннолетней молодежи также не все в порядке - курят постоянно в настоящее время около 20,2 процента опрошенных. В 2012 году их было 18,8 процента.)
Не исключено, что здесь свою роль сыграло некоторое послабление в области продажи сигарет. Так, к примеру, среди школьников самый распространенный способ “добычи” табака - самостоятельное приобретение. На это указали 31,6 процента опрошенных. А вот в 2012-м подобным образом доставали курево только 28,5 процента опрошенных. Можно сказать, что наступила некоторая оттепель и продавцы точек уже не столь требовательны к покупателям. Это, в принципе, объяснимо - когда мы последний раз слышали о рейдах, где использовались тайные покупатели, а сотрудники полиции оформляли штрафы прямо на месте? Впрочем, борьба с продажей табака несовершеннолетним всегда имела несколько показательный характер. Хотелось бы вспомнить специальную акцию газеты “НП”. Сотрудники вместе с тайными покупателями фиксировали нарушения на видеокамеру. Далее эти материалы отправлялись по адресу, то есть в представительства правоохранительных органов. Но ни на одно нарушение закона специалисты не отреагировали должным образом. Редкое единство в отказе - можно даже предположить, что и здесь “наследили” представители табачной индустрии.
Показало исследование также и отношение опрошенных к устрашающим картинкам на пачках с табачной продукцией. Большинство - за. А это 58 процентов опрошенных. Правда, как показывают цифры исследования, на самую важную аудиторию (школьники и молодежь от 18 до 24) это большого эффекта не оказывает - мы видим прирост курильщиков. Быть может, стоит обратить внимание на способ борьбы с курением, который сейчас “обкатывают” в Великобритании? Там, к примеру, запретили брендирование сигаретных пачек - теперь на них должны будут располагаться только картинки, показывающие последствия курения. (Есть и еще один вариант, который также показал свою эффективность - запретить продавать сигареты в магазинах, площадь которых менее 280 квадратных метров.) Конечно, могут быть поданы иски со стороны табачников, как это случилось в 2011 году в Австралии, где тоже запретили брендирование сигарет. Однако процесс был проигран.
С прибылью от табака можно бороться исключительно жесткими и волевыми решениями. Номинальные законы (такая же ответственность), угрозы и предупреждения относительно роста контрабанды сигарет в случае повышения акцизов, образцовое единство правоохранительных органов в отказе принимать должные меры к нарушителям закона о распространении табачной продукции - все это похоже на искусную работу лоббистов. И их силы настолько велики, что даже решение о поднятии акцизов на табачную продукцию спасовало - переговорщики выторговали для себя поэтапное увеличение цены. И еще. По идее общественным организациям необходимо “развязать руки”. Сейчас их работа больше похожа на обычное освоение выделенных средств - констатация фактов, заказ исследований, исключительно информационные мероприятия. А вот если именно им поручить отлов тех самых нарушителей и предложить с каждого выписанного штрафа процент? На наш взгляд, от волонтеров отбоя не будет. Впрочем, какие они в этом случае волонтеры? Это уже специальные заинтересованные агенты. Да и потом, что может одна местная программа по борьбе с курением? Если обратиться к той же Великобритании, там антитабачная кампания - государственное дело особой важности. И там, кстати, постоянно переводят вред от курения в твердую валюту - в фунты, ежегодный ущерб - 14 миллиардов фунтов стерлингов. У нас же эта цифра, к сожалению не озвучивается. Да и вообще, вел ли кто подсчеты?

Сейчас готовится новый документ - в нем будет отражен запрет (а также наказание за его нарушение) в отношении распространения кальянов и так называемого “насыбая”: “В данный момент нами подготовлены поправки и предложения, а также обращение к мажилису парламента на эту тему. Вообще, когда выходил первый кодекс, в нем не было нормы, регулирующей курение кальяна. Это же касается и “насыбая”. Я предполагаю, что уже к концу этого года мы сможем сделать что-то конкретное в этом отношении”, - отметила директор городского Центра формирования здорового образа жизни Гульсара Сулейменова

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение