|
Ольга Шишанова
Образование и наука, несмотря на значительные финансовые вливания в отрасль, до сих пор не стали факторами повышения конкурентоспособности республики. К таким неутешительным выводам пришел новоиспеченный глава ведомства - министр МОН РК Аслан Саринжипов
Судя по заявленным данным, за те полтора месяца, что прошли с очередного заседания правительства, проблемы в казахстанском образовании не только не уменьшились, но и увеличились.
И если в конце октября Саринжипов представил расписанные буквально по годам будущие достижения отрасли, то сейчас он грустно привел данные о том, что “по охвату начальным образованием мы занимаем 118-е место, по качеству научно-исследовательских организаций - 108-е место, по доступности ученых и инженеров - 104-е место, сотрудничеству вузов и бизнеса в НИОКР - 90-е место, а по качеству математики и естествознания оказались на 81-м месте”.
Похоже, вникнув по-настоящему в суть дела, министр счел за благо согласиться с существующим положением дел, оставшимся после его предшественника, хотя мириться с этим вроде как не собирается. “Мы разработаем трехлетний план работы министерства, нацеленный на улучшение показателей”, - заявил он.
Может, это и хорошо, однако не стоит забывать о том, что “с 2000 года в отрасли сменилось семь первых руководителей, и каждый из них начинал свою деятельность с очередных крупномасштабных реформ, ни одна из которых так и не была доведена до конца”, - считает депутат Дарига Назарбаева. При этом, по ее словам, “огромные финансовые вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат”.
Получается, что ведомство, которое должно уметь считать лучше других хотя бы в силу своей профессиональной направленности, в очередной раз просчиталось. А очередной просчет довел до того, что Дарига Назарбаева высказала общее мнение, заявив: “Оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит”.
Тем не менее к существующим сегодня 87 образовательным программам в дошкольном образовании Саринжипов обещает “разработать еще 30 процентов, обратившись к лучшим мировым технологиям Финляндии и Японии и опыту передовых стран по использованию системы критериальной оценки детей”.
Вот только непонятно, почему, не учитывая собственные потребности, как детей, так и их родителей, снова необходимо использовать зарубежный опыт “по максимуму”? Каким образом, зная “творческое рвение” казахстанских чиновников в области экспериментов над нашими детьми, он может быть в очередной раз адаптирован на казахстанской почве?
“Что государство ждет от родителей? Воспитания своих детей. Ценностные ориентиры, умение вести себя в обществе дает ребенку прежде всего семья. Это как прививка для него на всю жизнь, иммунитет от нравственных и духовных болезней современного мира. Что должны дать детям детский сад, школа, ПТУ, университет? Образование, профессию, научить выживать”, - рассуждает мажилисвумен Назарбаева. Но каким образом будет учиться выживать маленький человек, постигая чуждые ему интересы, вместо того, чтобы впитывать свои, родные, национальные?
Что касается проблем высшего образования, то давно набившие оскомину дебаты по этому поводу министр пообещал решить одним махом - автономией вузов, на которую он возлагает едва ли не единственную надежду в создавшейся ситуации. По его словам, это позволит вузам не только конкурировать за студентов, но и правильно распределять доходы, получаемые от платно обучающихся.
Однако годами не решаемый перекос в количестве учащихся между вузами Астаны и Алматы и пустующими высшими учебными заведениями в регионах, неподходящие санитарные условия в общежитиях для студентов, отсутствие всякого взаимодействия бизнес-структур с вузами, которое, кстати, наблюдается и в сфере среднего и технического образования, наверняка снова отодвинут “дату светлого будущего” на неопределенный срок.
Последнее, по мнению депутата Айткуль Самаковой, уже не первый год практически без изменений приводит к тому, что “непонятно, кого мы учим и для кого готовим по невостребованным специальностям”. Между тем количество грантов в высшем образовании растет, составив на сегодня уже более 35 тысяч, однако “в республике по-прежнему наблюдается острая нехватка кадров и безработица”.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |