|
Анна Цай
Одна из основных задач любого государства - это обеспечение благополучия и здоровья своих граждан. Вся социальная политика, которую призваны осуществлять государственные структуры, строится на этом главном принципе.
Но сегодня в этой статье речь пойдет о системе, являющейся одним из наиболее значимых секторов экономики государства и вместе с тем реализующей базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров
В развитых странах мира в сфере социального обеспечения важнейшим элементом является современная пенсионная система, которая играет серьезную роль в социально-экономическом и общественно-политическом развитии любого государства.
Многие страны с сильной и развитой экономикой за последние 15-20 лет предприняли шаги по модернизации своих пенсионных систем. Их целью было приспособление к меняющимся демографическим и экономическим условиям, а также придание пенсионной системе большей гибкости и финансовой устойчивости.
На начальных этапах этих преобразований в таких странах, как Германия, Италия, США, Франция и Япония, предпринимались попытки увеличения пенсионных выплат за счет повышения размеров взносов, что вызывало активное противодействие как работников, так и работодателей.
Вторым направлением реформ являлось повышение возраста выхода на пенсию с одновременным сохранением права досрочного или гибкого выхода на пенсию. Эти инициативы нашли законодательное воплощение в отдельных странах, например, в США пенсионный возраст мужчин и женщин повышается в течение 2000-2027 годов с 65 до 67 лет, во Франции - до 62 лет, в Японии - до 65 лет для женщин в течение 2018-2030 годов, для мужчин - в течение 2013-2025 годов.
Третьим направлением, используемым Францией, Германией, Нидерландами, Австрией для повышения финансовых поступлений в пенсионные системы, является увеличение базовой заработной платы, с которой делаются взносы, путем включения в нее премий и отпускных пособий.
Важной мерой для повышения сбалансированности пенсионных систем служит законодательное увеличение продолжительности необходимого стажа для получения максимальной пенсии. Так, в Великобритании с конца 1990-х годов пенсию стали исчислять на основе заработной платы за весь трудовой период, а не за последние 20 лет наиболее высоких заработков. Во Франции перешли к исчислению заработков за 25 лет работы, отказавшись от 10 наиболее высоких по заработной плате лет трудового стажа, при этом стаж для назначения полной пенсии увеличен с 37,5 до 40 лет. Италия перешла к начислению пенсии на основе заработной платы на протяжении всего трудового стажа, а не пяти лет, как это было раньше.
Еще одним направлением реформирования пенсионных систем в ряде стран стало введение обязательных профессиональных накопительных систем под государственным управлением и контролем - в США, Великобритании, Нидерландах и Франции - и стимулирование создания дополнительных добровольных пенсионных систем, как профессиональных, так и индивидуальных.
Из обширного зарубежного опыта известно, что большинство развитых стран при проведении пенсионных реформ использовали комбинированные схемы, однако при этом именно накопительные системы пенсионного обеспечения населения получают все большее распространение и являются эффективным инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами.
Благодаря пенсионным реформам граждане по всему миру уже сегодня получили возможность участия в формировании своих будущих пенсионных накоплений путем инвестирования их в различные финансовые институты. Мировой опыт показывает, что с развитием негосударственного пенсионного обеспечения значительно возрастает экономический уровень страны, а с ним и уверенность граждан в завтрашнем дне.
Кто может позаботиться о нас лучше, чем мы сами? И когда это делать, если не в период финансового расцвета? На Западе очень популярно говорить так: “Получая заработанное, ты оплачиваешь счета за еду, жилье и многое другое, что же мешает тебе заплатить себе пожилому за труды и усилия, пока ты молод и полон сил?”. Иначе говоря, в достаточно хорошо развитой “культуре денег” в Европе и США особая роль отводится обеспечению собственной старости.
Естественно, чтобы обеспечить себя и близких хотя бы всем необходимым хоть в настоящем, хоть в будущем, необходимо зарабатывать, если угодно, работать. Для обеспечения занятости населения ежегодно создается масса различных вспомогательных схем, больших проектов и серьезных государственных программ. К примеру, действующая сейчас в Казахстане программа “Дорожная карта занятости-2020”. По нормативным документам эта программа призвана предотвратить и даже снизить рост безработицы, сократить число непродуктивно занятых людей, содействовать повышению благосостояния граждан. Особое внимание при содействии в трудоустройстве населения в программе уделяется легализации доходов граждан.
Но вернемся к периоду, сменяющему жизненный этап “экономической активности”. Итак, на пенсионное обеспечение и у нас, и на Западе влияет множество различных факторов и обстоятельств. Это и демографическое положение в настоящем и будущем, и состояние рынка труда, и система оплаты труда, и налоговая нагрузка, и прежде всего - участие работающего населения Казахстана в системе пенсионного обеспечения, проще говоря, своевременное перечисление взносов в качестве собственных пенсионных накоплений.
Естественно, пенсионная система любой страны имеет свои особенности, но основой каждой из них является участие в пенсионной системе трех сторон - государства, работодателя и работника.
Сегодня наиболее распространена трехуровневая пенсионная система. Первым уровнем считается защита от бедности, как правило, это государственная распределительная система. Этот уровень не зависит ни от стажа, ни от заработной платы. Второй уровень, рассчитанный на работающих граждан, стимулирует и даже обязывает их принимать участие в формировании дополнительных пенсий. Здесь возможно применение и распределительных, и накопительных принципов финансирования. Говоря проще, это уровень, который призван обеспечить достойную старость. И последний, третий уровень основан на добровольных вкладах, где каждый желающий может за свой счет финансировать собственное пенсионное обеспечение.
Современная пенсионная система Казахстана существует с 1998 года. Тогда ее разработчиками были учтены и опыт мировых пенсионных систем, и опыт их реформ.
Сегодня каждому гражданину Казахстана, достигшему пенсионного возраста, в целях предупреждения бедности на базовом уровне полагается выплата базовой пенсии. Ее размер на сегодняшний день равен половине прожиточного минимума, или 9330 тенге. На втором, обязательном, уровне пенсия представлена в виде выплат из средств республиканского бюджета, это называется солидарной пенсией, а также в виде выплат по накопительной пенсионной системе за счет произведенных обязательных пенсионных взносов.
На третьем, добровольном, уровне пенсионные выплаты производятся за счет добровольных пенсионных взносов по накопительной пенсионной системе. Добровольные взносы дают возможность каждому увеличить свои пенсионные накопления, чтобы обеспечить себе дополнительные пенсионные выплаты. На сегодняшний день около 40 тысяч граждан имеют свои добровольные пенсионные счета.
Солидарные пенсии, которые также часто называют трудовыми пенсиями, рассмотрим подробнее. Именно они сегодня замещают собой доход, который утрачивается автоматически с достижением возраста, когда пора уходить на заслуженный отдых.
Итак, если вы имеете не менее шести месяцев трудового стажа до 1 января 1998 года - вы можете рассчитывать на выплату солидарных пенсий. Сегодня это около одного миллиона восьмисот тысяч человек.
Женщины до 2018 года имеют право на солидарную пенсию после 58 лет, мужчины - после 63 лет. По поводу возраста мужчин все просто, а вот что касается женского пенсионного возраста, здесь есть некоторые поправки. В соответствии с вновь принятым Законом “О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан” в период с 2018 по 2027 год пенсионный возраст женщин ежегодно будет повышаться на 6 месяцев и, в конечном счете, вырастет до 63 лет.
Кроме того, женщины, родившие, усыновившие либо удочерившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право выйти на пенсию в возрасте 53 лет.
Размер солидарной пенсии зависит от продолжительности трудового стажа до 1 января 1998 года и среднемесячного предпенсионного дохода.
Полная пенсия назначается при наличии трудового стажа в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин и составляет 60 процентов среднемесячного дохода за любые три года подряд начиная с 1995 года. Максимальный размер среднемесячного дохода при назначении солидарной пенсии на сегодня составляет 39 месячных расчетных показателей, или 67 509 тенге.
Если трудовой стаж больше требуемого, то размер пенсии увеличивается на один процент за каждый год сверх требуемого, но при этом не может превышать 75 процентов от среднемесячного дохода.
Если же человек не имеет полного необходимого стажа работы, то размер солидарной пенсии рассчитывается как доля от полной пенсии пропорционально трудовому стажу, имеющемуся на 1 января 1998 года. К примеру, если женщина на 1 января 1998 года располагает стажем в 15 лет вместо 20 требуемых лет, размер ее солидарной пенсии составит три четверти от полной пенсии.
Уровень пенсионного обеспечения участников солидарной системы за последние годы серьезно вырос. Минимальный размер пенсионных выплат увеличился более чем в 10 раз с начала существования пенсионной системы независимого Казахстана, а именно с 2440 до 28 396 тенге, средний - с 3964 до 40 298 тенге, максимальный - с 7256 до 59 962 тенге. Соответственно выросли и расходы на пенсионную программу. За период с 1999 года по 2013 год с учетом базовой пенсионной выплаты расходы государства увеличились в 9,3 раза и в этом году составили 919,0 миллиарда тенге.
При этом с государства не снимается задача обеспечения адекватности пенсионных отчислений растущему уровню жизни казахстанцев. Пенсия должна быть такой, чтобы нетрудоспособное население могло обеспечить себя хотя бы самым необходимым, и, с другой стороны, важно обеспечить пропорциональное соответствие доходов в период трудовой деятельности и после ее завершения.
Этот показатель называют ставкой замещения. По рекомендации Международной организации труда эта сумма должна быть не ниже 40 процентов от суммы утраченного заработка. В последние годы в республике наблюдается тенденция по снижению ставки замещения: в 1998 году - 46,4 процента, в 2013 году - 44,6 процента. Это происходит прежде всего потому, что на пенсию стало выходить более молодое поколение, стаж которых до 1 января 1998 года уже не насчитывает необходимого количества лет.
В таких условиях есть прогноз, что существование солидарных выплат прекратится примерно в 2043 году. Поэтому именно накопительная пенсионная система приобретает все большее значение в обеспечении граждан пенсионными выплатами. Потому и главная задача пенсионной реформы в нашей стране - создание таких условий, при которых каждый за время своей трудовой деятельности мог бы накопить себе на достойную старость.
Здесь необходимо сказать несколько слов о социальной политике, способствующей здоровой ситуации в обеспечении занятости людей предпенсионного возраста. И опять же нелишне будет упомянуть опыт развитых стран. На Западе широко практикуется создание особых условий труда для пожилых людей - это и работа на дому, и гибкий рабочий график, и поддержка квалификации, а также помощь в заботе о здоровье. С приближением к пенсионному возрасту существует возможность перехода на другую должность, другую работу, менее тяжелый вид деятельности.
Подобные возможности предоставляются гражданам практически большинства стран Евросоюза. Чтобы снизить безработицу среди пожилых людей, предлагаются варианты общественных работ, частичного субсидирования занятости, квоты на рабочие места, бесплатной или льготной помощи в переобучении или поиске работы, а также льготное кредитование для создания собственного дела. Интересный факт: чтобы поддержать развитие подобных программ, несколько лет назад правительство Франции постановило в обязательном порядке разрабатывать собственную стратегию занятости пожилых каждому предприятию, численность работников которого превышает 50 человек.
В Казахстане же в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста женщин правительство утвердило комплексный план по содействию занятости людей старше 50 лет “Инициатива 50+”.
По “Инициативе 50+” каждый казахстанец старше 50 лет может рассчитывать на трудоустройство в рамках любой из реализуемых в стране государственных и отраслевых программ. В плане предусмотрены меры на широкое применение женского труда с использованием дистанционных форм занятости, развития труда на дому, стимулирования предпринимательства.
Работать углубленно и серьезно в отношении подобных программ еще предстоит нашему правительству в ближайшие четыре года. Ведь у женщин должны появиться новые варианты для того, чтобы в зависимости от квалификации, состояния здоровья и личных предпочтений завершить трудовую деятельность и выйти на заслуженный отдых.
Кроме того, ведется работа по обеспечению занятости и более молодого поколения. Ведь именно ему предстоит выходить на пенсию, рассчитывая в основном только на собственные накопления. Возьмем в пример разработанную Министерством труда и социальной защиты населения РК и одобренную правительством РК программу “Дорожная карта занятости-2020”, которая нацелена на содействие продуктивной занятости и рост трудовых доходов. Эта программа позволяет не только обрести работу каждому, кто остался без заработка, но и помогает получить новую профессию, открыть собственное дело. Предлагает переселение из регионов с экономически-низким потенциалом в более перспективные села, города и области, при этом обеспечивая жильем и работой.
Для того, чтобы привести в соответствие уровень жизни населения, его доходы с оптимальными потребностями, нужно проделать еще очень много работы. Ведь именно на базе растущих доходов можно совершенствовать и пенсионное обеспечение благодаря накопительной пенсионной системе.
К слову, накопительной части пенсионной системы в рамках вновь принятого Закона “О пенсионном обеспечении Республики Казахстан” уделяется особое внимание. Модернизацией пенсионной системы в нашей стране предусмотрено создание Единого накопительного пенсионного фонда, учредителем и акционером которого является правительство Республики Казахстан, что само по себе гарантирует сохранность пенсионных накоплений со стороны государства.
Объединение пенсионных накоплений граждан страны в одном фонде, контролируемом государством, обеспечит максимальную прозрачность, эффективность и надежность в управлении пенсионными активами. Кроме того, инвестиционная стратегия этого фонда будет отвечать и интересам обладателей пенсионных счетов, и интересам государства. Поэтому можно позволить себе надеяться на инвестицию пенсионных накоплений только в выгодные проекты, что позволит рассчитывать на достойное пенсионное обеспечение.
И последнее. Большинство из нас все еще уверены, что на Западе именно государство обеспечивает людям такую старость, когда пенсионеры могут позволить себе качественное медобслуживание, регулярные путешествия за рубеж, покупку недвижимости и тому подобное. Но мало кто задумывается над тем, что основная масса увешанных фотоаппаратами пожилых леди и джентльменов на отдыхе - это представители не среднего класса, а довольно обеспеченные люди, сколотившие себе состояние за время трудовой деятельности.
Ведь к старости на Западе принято готовиться в течение всей жизни. Еще только встав на трудовой путь, среднестатистический европеец или американец задумывается над тем, как и на что будет жить в преклонные годы. За время трудовой деятельности эти люди учатся управлять собственными активами, а главное стремятся их сохранить и приумножить.
Естественно, существенное значение в этом вопросе имеет экономическая и финансовая грамотность каждого отдельного человека. Но еще большее - ответственность за собственную обеспеченность и достойную старость. |