|
Айгуль Жилкишина
3-4 декабря в Алматы прошел Алматинский Международный инвестиционный форум. Событие открыли премьер-министр РК Серик Ахметов и аким Алматы Ахметжан Есимов. Представители власти, руководители предприятий, а также крупнокаратные инвесторы стали участниками мероприятия международного масштаба, призванного структурировать национальный бизнес-климат. На переговорные площадки были приглашены известные банкиры и функционеры: профессор экономики и лауреат Нобелевской премии 2006 года Мухаммад Юнус, экс-мэр Лондона (2000-2006) Кен Ливингстон. Опытом, идеями и советами по улучшению инвестиционной политики Казахстана поделились автор концепции “умный дом”, исполнительный директор Центра развития “умных городов” “Эрнст энд Янг” Билл Хатчинсон, управляющий директор по инфраструктуре ЕБРР Томас Майер и другие авторитетные эксперты по инвестиционной политике
Время, когда “спокойствие” гарантировало приток заокеанских инвестиций, кануло в Лету. Пришло время осознания того, что лишь развитая и безупречно функционирующая инфраструктура, от исправных теплотрасс, электросетей до трафика по широкополосному оптоволоконному кабелю, является залогом для привлечения инвесторов с именем. К их приезду готовятся загодя, как к приему дорогих гостей. Причем “дорогих” нужно понимать не только в переносном значении, но и в буквальном долларовом эквиваленте. Правительство страны и власти города продемонстрировали решительный настрой. В формате дискуссий прошло обсуждение вопросов по структурированию и оптимизации системных мер по макроэкономическим решениям. Для создания “точки роста” обрабатывающей промышленности необходимо ее диверсифицировать, создавая индустриальные зоны, технопарки.
Деловая атмосфера достигла переломной точки - мегаполис стремится стать “умным городом”. Власть выступает за целенаправленное создание инфраструктуры для роста малого и среднего бизнеса, для работы в новых условиях. Бизнес-структуры, в свою очередь, рассчитывают не столько на иностранные инвестиции, сколько на отечественные, изыскивая новые источники генерирования денежных потоков, к коим относится оптимизированная система микрокредитования населения.
В южной столице 60 процентов налогов поступает от доходов малого и среднего бизнеса, поэтому инвестиционный климат города нужно улучшать, снижая административные барьеры. Приоритетными городскими проектами являются строительство доступного жилья, завершение строительства логистического центра, создание системы безопасного движения (в том числе перевод транспорта с жидкого топлива на газ).
Широко обсуждаемую ныне тему платного въезда в город представили в ракурсе опыта столицы Туманного Альбиона. По сути, это смарт-система. Введение платных дорог и платного въезда в Лондон привело к тому, что водители четырех из шести машин пересели на общественный транспорт, что на 40 процентов сократило загруженность автодорог. Вторая проблема Алматы, схожая с ситуацией британского мегаполиса, - это загрязненность воздуха. Нет необходимости закрывать заводы или переносить их за город (как следствие, появится безработица), а можно использовать промышленные фильтры, инновации, высокие технологии.
Политики боятся принимать сложные решения, но мэры крупных городов обязаны предвидеть тенденции развития в долгосрочной перспективе, ведь динамично развивающийся рынок - это лишь обмен товарами и услугами. Если капиталистический рынок не регулировать и не контролировать, то он “съедает” людей, разделяет общество. Социальная ответственность должна быть в фокусе внимания при планировании среды обитания. А после улучшения условий жизни потоки капитала, в том числе и широкополосный волоконно-оптический кабель, сами потекут в город и страну: власть создает инфраструктуру, бизнес работает в ней.
В Алматы в этом тренде стал формироваться муниципальный парк, вытесняя частных перевозчиков. Создание платных парковочных мест поможет борьбе с пробками в транспортной системе южной столицы. С появлением подземного транспорта в Алматы (ежедневный пассажиропоток с 14 000 в 2012 году увеличился до 25 000 в текущем) началось создание благоприятного жизненного пространства города.
Чем является по сути своей концепция “живого” или “умного города”, “смарт-сити”, родившаяся в 80-е годы? Существует своеобразная градация ее прогрессирования: наличие светофоров, камер видеонаблюдения (или видеопротекции) означает степень 1.0, при развивающейся инфраструктуре присваивается степень 2.2. Венчает эту иерархию маркировка 3.0, обозначающая “умный город” или “интеллектуальное сообщество”. Данная степень развития жизненных условий, гармонируя с развитыми социальными программами, привлекает серьезные инвестиции. Городами 3.0 являются такие мега-структуры, как Нью-Йорк, Сингапур, Стокгольм. Так, в Швеции существует система медицинского обслуживания, при которой пожилым людям зимой не нужно самим идти в поликлинику. Все вопросы можно решить по интернет-связи. В США телемедики предотвращают ненужный вызов врача, основываясь на экспресс-анализе данных пациента, отправляемых на портал больницы.
“Надеюсь, этот первый форум станет традиционным”, - обратился к высокому собранию Серик Ахметов.
Хочется надеется, что когда-нибудь традицией станет и работа во благо общества, созидательный труд во имя простого человека, у которого такие естественные потребности: дышать свежим воздухом, пить чистую воду, жить в обустроенном городе, приближаясь к оценке 2.2. |