|
Юлиана Жихорь
В Алматы прошел очередной, шестой медиакурултай. В этом году владельцы СМИ, известные казахстанские журналисты и представители государственных органов рассуждали на тему трансформации медиарынка
И действительно, в последнее десятилетие мировой рынок масс-медиа существенно трансформировался. С появлением интернета появилось такое понятие, как “гражданская журналистика”, которая фактически перетянула на себя функции профессиональных журналистов. В интернете, на массовых платформах блогов и социальных сетей обычные пользователи “делают новости”, высказывают свое мнение. В общем, делают все то, чем занимаются традиционные СМИ. Но делают это гораздо оперативнее.
Как же быть традиционным СМИ? Многие западные печатные издания пришли к выводу, что бумажный вариант нынче - не модно. И ушли в интернет, что позволило им не только сократить расходы на печать, но и работать в онлайн новостном режиме, привлекая тем самым постоянных клиентов.
Однако, как считает главный редактор печатной версии газеты “Московские новости” Александр Богомолов, сегодня говорить о неизбежности “смерти” печатных СМИ не стоит. По его мнению, “интернет не убьет газету”. А “финансовый успех издания достигается при синергии печатной версии издания и сайта”.
“У аудитории есть время и место для чтения бумажной версии газеты. Исчезнет это время - исчезнет и бумага”, - заявил он. Но произойдет ли это и когда произойдет - это вопрос. Тем более что, как показала практика его издания, население вновь проявляет интерес к бумажным носителям: за год тираж “Московских новостей” вырос более, чем в два раза.
И вопрос не в том, бумагу читают читатели или электронную версию, а в собственно медиабренде. Многие эксперты, выступавшие на медиа-курултае, говорили о том, что при многообразии “гражданской журналистики” население все же тяготеет к профессиональной. “Копирайтеров много, криэйтеров мало”, - заявил главный редактор Zakon.kz Ержан Сулейменов. По его мнению, “люди хотят слышать мнение профессионалов, чтобы принимать решения не на основе веры, а на основе авторитетного мнения”. И такие авторитеты - профессионалы журналистики.
Но это желание потребителей не исключает конкурентной борьбы СМИ за аудиторию. А делать это можно только интересным и полезным контентом. И вот тут возникает много вопросов.
В нашей стране ежегодно десятки миллиардов тенге тратится на государственную поддержку СМИ. В прошлом году на эти цели из бюджета затрачено более 22 миллиардов тенге. В первую очередь эти средства направляются на финансирование государственных газет и телеканалов. А те, в свою очередь, тратят госсредства на закуп импортных (турецких) сериалов, заполняя ими пустоты из-за отсутствия собственного производства программ.
Как следствие, население страны (чем время от времени недовольны депутаты) переключается на просмотр иностранных, в первую очередь российских, телеканалов, массово транслирующих продукцию собственного производства: от сериалов до политических ток-шоу.
Так что же делать госструктурам, чтобы информационное поле стало интересным и конкурентоспособным? Эксперты в этом вопросе однозначны: надо прекратить раздавать деньги бездумно, потому что в настоящее время не существует эффективной системы оценки достижения целевых индикаторов госфинансирования СМИ.
“Я считаю, что в нашей стране не должно быть государственного телевидения”, - заявил генеральный директор АО “КТК” Арман Шураев. Потому что государственный менеджмент, по его мнению, хоть и отучился в Оксфордах, но все равно - самый худший. “Госзаказ должен быть, но госСМИ быть не должно”, - заявил он.
Представитель Министерства культуры и информации, председатель Комитета информации и архивов Болат Кальянбеков попытался парировать и рассказать о прелестях госфинансирования, но, увы, практики с мест его точку зрения не разделили. А уж после его слов, что “свобода слова - понятие относительное: кому-то ее много, а кому-то мало”, журналисты не удержались. “Свобода слова у нас есть, - резюмировал Шураев. - И ничем, кроме наших законов, она не ограничивается”.
Другие материалы с медиакурултая читайте в следующем номере.
Алматы |