|
Айгуль Жилкишина
Как не угодить в финансовую пирамиду, какому банку доверить свои сбережения, как анализировать заманчивые предложения при рекламе банковских услуг и страховых компаний - этими и другими бизнес-азами Международный центр экономической грамотности (МЦЭГ) начинает широкомасштабную кампанию по повышению финансовой грамотности населения Казахстана
Большое количество соотечественников считают услуги финансовых институтов сложными и непонятными, а ограниченный доступ к финансовым услугам некоторых групп населения, таких, как малоимущие, жители отдаленных регионов, лишь усугубляет ситуацию. Что необходимо всем для финансовой подкованности: специальные курсы, регулярные семинары, конференции, экономические школы? Немаловажную роль в этом, несомненно, играют СМИ: о том, что накопления лучше хранить в банковских депозитах и в мультивалютах, известно всем, так как об этом часто говорят медийные персоны. В то же время не все жители Казахстана пользуются финансовыми услугами, а некоторые считают их сложными и непонятными, а система страхования вкладов понятна еще меньшей части потребителей.
Единственный пока в стране неправительственный фонд по финансовой грамотности намеревается повысить инвестиционную культуру в Казахстане, и первым шагом этого крупномасштабного национального исследования станет выяснение уровня финансовых знаний граждан станы. В крупных городах и в регионах опросят от 1200 до 2000 респондентов всех регионов, всех слоев населения. Исполнительный директор МЦЭГ Салтанат Джарасова отметила, что из сотни банковских услуг, известных в экономически развитых странах, среди жителей Казахстана спросом пользуются лишь около десяти. Самыми популярными из них являются 5 базовых финансовых продуктов - зарплатная карта, коммунальные платежи, потребительский кредит, срочный вклад и кредитная карта. Фонд возьмет на вооружение лучшие идеи зарубежных коллег, так как эта проблема является насущной и для развитых стран: так, например, 72 процента населения Нидерландов не разбираются в финансировании пенсионного обеспечения, а 8 из 10 опрошенных французов не до конца уверены в правильности принимаемых ими финансовых решений.
Первым на эту стратегическую инициативу откликнулся Кaspi Вank, председатель правления которого Михаил Ломтадзе отмечает высокую социальную ответственность этого проекта: “Банки и клиенты говорят на разных языках - нам необходимо построить мост между потребителями услуг банка и его сотрудниками”.
Наряду с финансовыми институтами концепцию программы по повышению финансовой грамотности поддержали Министерство образования и Национальный банк РК, так как без участия правительства эффекта от проекта будет мало. Выполнение данной программы рассчитано на несколько лет: различные сайты для населения будут доставлять информацию не только о банках, но и о деятельности пенсионных фондов, страховых компаний и фондовых рынков. Все желающие смогут пройти онлайн-тесты для проверки своего “финансового IQ”.
Самыми уязвимыми в период непростой экономической ситуации, которая сложилась в результате финансового кризиса, оказались потребители финансовых услуг, вкладчики и заемщики. Многие не в состоянии исполнять взятые на себя кредитные обязательства. Результатом незнания элементарных азов обращения с денежными средствами зачастую становятся огромные задолженности по кредитам, подписание договоров с заведомо неприемлемыми условиями, неразумное инвестирование имеющихся денежных средств. По этой причине инициаторы проекта хотят обучить потребителей ответственному финансовому поведению: необходимо привить навыки сохранять свои накопления, и люди должны понимать, что за свои решения ответственность несут они. Другой момент - освещение правовых аспектов финансовых сделок. Рядовые граждане, вступая в те или иные сделки, часто смутно могут себе представить возможные последствия своих финансовых шагов.
О насыщении кредитов в стране еще рано говорить, так как загруженность населения кредитами в Казахстане в 2 раза меньше, чем в России. В то же время какому проценту жителей Казахстана известно, что, к примеру, кредит, оформленный на покупку телевизора, с которым согласны не все члены семьи, можно вернуть банку в течение 14 дней, точно так же, как и непонравившееся платье. Заплатить проценты при этом полагается только за эти 14 дней, а не какие-либо астрономические суммы и тем более не штрафные санкции.
В Казахстане насчитывается до 4 тысяч отделений банков, и при желании их можно сделать центрами просвещения граждан. Объектами обучения должны стать не только сложная терминология, но и такие вопросы, как меры противодействия финансовому мошенничеству, разного рода пирамидам, где все подобные схемы будут расписаны доступным языком. Тем для просвещения предостаточно: от умения граждан читать договор и понимать процентную ставку, решения проблемных ситуаций с финансовыми пирамидами, с обманутыми вкладчиками и дольщиками и до налаживания эффективной “обратной связи”, которая поможет улучшению финансового и экономического климата в стране. |