|
Светлана Фельде
Каждый раз в конце года, рассматривая трехзначную цифру налоговых отчислений, которые ушли из моей зарплаты на церковный налог, даю себе слово, что откажусь от этого “удовольствия”. Правда, чтобы отказаться, недостаточно просто сказать работодателю - не буду, дескать, платить. Нужно официально выйти из церковных рядов. То есть, если я, например, согласно моим бумагам, являюсь членом евангелической церкви, то мне нужно писать на имя соответствующей евангелической конторы о том, что не хочу, мол, больше вас поддерживать. Правда, тут следует быть очень осторожным. Например, если я выйду из церкви и когда-то захочу поменять место работы, если мой потенциальный работодатель окажется приверженцем евангелического вероисповедания, то меня запросто могут не принять на работу. С католиками еще сложнее. Они, например, не принимают на работу представителей сексуальных меньшинств, которых, кстати, в Германии уже и меньшинством трудно назвать. Евангелисты в этом плане более лояльны. Евангелисты еще могут рассмотреть твою кандидатуру, даже если ты вышел из церкви. Главное, чтобы твое поведение и взгляды на жизнь не противоречили законам Божьим. Католики же просто беспощадны. И если ты не католик, то получить место работы в католических больницах или домах престарелых шансов ноль. И хотя клиника, в которой я работаю, совершенно светская, я, тем не менее, все время откладываю официальный выход из церковных рядов именно по этим соображениям: кто знает, как повернется судьба? Но все равно злюсь в конце года: многие епархии владеют домами, дорогими машинами, виллами, а автор этих строк, ничем таким не владеющий, исправно платит деньги в церковную кассу.
К слову сказать, большинство населения Германии против того, чтобы и дальше финансировать церковь. Скандал вокруг епископа Тебарц-ван Эльста, которого обвиняют в растрате не менее 30 миллионов евро, в обманах и авторитарном стиле правления, привлек внимание широкой общественности к тому, как живут иерархи католической церкви. Оказывается, очень неплохо. Кардиналы, архиепископы и епископы получают в среднем зарплату около десяти тысяч евро. Это сравнимо с доходом бургомистра большого города или замминистра.
Справедливости ради нужно сказать, что зарплату им платят не из церковного налога, который снимают с каждого работающего, а из госказны, но это, если разобраться, один и тот же котел, то есть каждый налогоплательщик вносит деньги на содержание отцов католической и евангелической церквей. И хотя церковь отделена от государства, они получили в 2012 году 460 миллионов евро дотаций. Более того, и конфессиональные больницы, детские сады, школы, дома престарелых финансируются на 90 процентов государством, хотя и находятся под управлением церкви. Даже благотворительные фонды церквей “Каритас” и “Диакони” лишь на два процента финансируются церковью. Остальное - добровольные государственные субсидии. Проще говоря, я думаю, что мой церковный налог уходит на то, чтобы какая-то старушка могла в человеческих условиях дожить свои дни в доме для престарелых, а на самом деле он уходит на нужды епископов и кардиналов, которые все время стоят с протянутой рукой и говорят: подайте деньги, дорогие госчиновники, нам не хватает на христианские начинания.
Вся эта ситуация объясняется тем, что двести лет назад власти конфисковали церковное имущество и накопления. И государство за это до сих пор расплачивается. Естественно, были попытки изменить эту практику, но всерьез на конфликт с церковью так никто пойти и не смог. А между тем, считаю, давно уже пора перестать апеллировать к тому, что все плохо, потому что все конфисковали. На сегодняшний день и католическая, и евангелическая церкви очень богаты. Размер их состояния одному Богу известен, поскольку отчитываться о своих доходах они не должны, в каждой епархии есть несколько отдельных бюджетов. Церкви до сих пор являются крупнейшими землевладельцами в стране. Многие кардиналы и епископы являются владельцами фирм и крупных издательств. Налоги они не платят. Более того, государство собирает для них, как я уже упомянула, церковный налог - 8 процентов подоходного налога. Сейчас 64 процента населения против этого налога в принципе: граждане Германии считают, что церковь должна жить на пожертвования. |