|
Ольга Шишанова
Профсоюзные организации сегодня утратили всякое доверие со стороны работников, интересы которых они призваны защищать. В качестве примера можно привести события в Жанаозене в 2011 году и сегодняшний Темиртау, где ситуация на заводе АО “АрселорМиттал Темиртау” с каждым днем все больше выходит из-под контроля
Как гласит Конвенция №144 Международной организации труда, профсоюзы должны быть в постоянном диалоге как с работниками, так и с работодателями. По идее, это тот самый буфер, который призван “не доводить до крайних мер взаимоотношения не только между этими двумя категориями, но и с властью”.
Кроме того, как заметил председатель Федерации профсоюзов Казахстана Абельгази Кусаинов, “это первая и единственная инстанция, которая защищает права работников, что особенно важно в трудовых коллективах, где в отношениях работников с работодателями постоянно возникают болевые вопросы”.
Между тем Закон РК “О профсоюзах”, который давно устарел во всех смыслах этого слова, - был принят еще 20 лет назад - никак не способствует прямому назначению профсоюзных организаций. Скорее наоборот. “В нем нет понятия о социальном партнерстве, механизме как заключения, так и исполнения трудовых договоров”.
В то время как, по мнению члена Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента РК Мухтара Тиникеева, “рабочий не должен метаться, он должен четко знать, куда ему идти, чтобы защитили его права”. А неспособность казахстанских профсоюзов к анализу возникающих ситуаций приводит к их попустительству и в результате попиранию этих самых прав.
Неслучайно рабочей группе, возглавляемой Министерством труда и соцзащиты РК, при разработке нового законопроекта пришлось, по словам главы ведомства
Тамары Дуйсеновой, обращаться к нескольким моделям профсоюзов - английской, американской и т.п. Но вот только не понятно, каким образом это все можно будет применить в казахстанских профсоюзах, если, по мнению мажилисвумен Дариги Назарбаевой, “сегодня у наемных работников нет никакого доверия к профсоюзному движению”, а само движение попросту раздроблено.
Более того, так называемые профсоюзы, согласно данным Дуйсеновой, нынче объединяют лишь 30 процентов занятого населения Казахстана, или 2,5 миллиона работников из 8,4 миллиона, которые входят в 26 отраслевых профсоюзов. Кроме того, “численность самозанятых сегодня в республике достигла 2,7 миллиона человек”, и они никак социально не защищены.
Впрочем, может, дело не в количестве, а в качестве организации, которая призвана защищать, а не отсиживаться, как подчеркивает Кусаинов. Неслучайно в Канаде, или, скажем, в тех же США количество членов профсоюза в разы меньше, однако никто не сомневается в их силе.
Как бы там ни было, в ходе презентации нового законопроекта в Казахстане стало ясно, что ни парламентарии, ни чиновники, ни представители казахстанских профсоюзов, количество которых сегодня достигло восьмисот, ни о чем конкретно договориться не смогли, хотя “на разработку данного документа мы потратили два с половиной года”, подчеркнула Тамара Дуйсенова.
Астана |