|
Юлиана Жихорь
На днях главный военный прокурор РК предложил создать отдельный орган, ответственный за реализацию гособоронного заказа. Сегодня всем гособоронзаказом “рулит” Министерство обороны. К нему и стекаются нужды всех силовых ведомств страны, коих у нас немало: и КНБ, и МВД, и МЧС, а до недавнего времени - и Минюст с КУИС. По сути, Минобороны выполняет роль этакого “уполномоченного органа”, который определяет, что кому давать и, главное, сколько на это тратить.
Собственно, финансовая составляющая и стала главной причиной инициативы. “Это прежде всего исключит коррупционные риски в системе войскового хозяйства”, - заявил главный военный прокурор страны Ергали Мерзадинов. При действующей же модели тылового снабжения отдельные командиры, как выразился Ергали Мерзадинов, по-прежнему выполняют роль “бизнесменов”. По его данным, в сфере госзакупок только за девять месяцев текущего года правоохранительными органами выявлены 15 случаев взяточничества, в том числе в особо крупных размерах
Впрочем, коррупция в армии, точнее при армейских тылах, всегда была весьма доходной частью армейского быта. А “каптеры” всех рангов - одними из самых обеспеченных слоев военного населения. А потому вопрос перераспределения финансов - один из самых болезненных.
К слову, идея создания некоего органа (в кулуарах он называется Комитет оборонной промышленности) не нова. Силовики разных ведомств уже не раз говорили о необходимости создания некоего монопольного в рамках государства, но не в рамках одного ведомства органа, который будет в равной степени учитывать пожелания всех, а главное - будет аккумулировать целевые средства в обход Минобороны. Но пока дело дальше разговоров не двигается.
И вот почему.
В принятой в 2011 году новой Военной доктрине Казахстана поставлены четкие задачи - качественно модернизировать техническую базу Вооруженных сил и обеспечить производство вооружения на собственной территории. Причем, как говорится в доктрине, необходимо “ускоренное развитие и модернизация отечественных предприятий оборонной промышленности для производства высокотехнологичной военной продукции”. Эта задача легла на консорциум оборонно-промышленного комплекса - национальную компанию “Казахстан инжиниринг”. И сегодня она обеспечивает выполнение 75 процентов оборонзаказа. (В состав “Казинжиниринга” входят 27 предприятий машиностроительной отрасли страны, работающих как в сфере оборонки, так и в сфере смежной и гражданской продукции.) Юридически компания принадлежит ФНБ “Самрук-Казына” (там находятся 100 процентов акций компании). В доверительном же управлении она у Минобороны, откуда и поступает заказ, который в дальнейшем распределяется по заводам компании в соответствии с их спецификацией.
То есть фактически сегодня “Казинжиниринг” входит в “зону компетенции” сразу двух министерств - с одной стороны, Минобороны (с госзаказом), с другой - Мининдустрии, курирующем промышленность и программу ФИИР, в которой участвуют предприятия компании.
Именно поэтому: как и кто в случае создания нового органа будет “рулить” компанией и выйдет ли она из доверительного управления Минобороны - большой вопрос.
Ведь, с одной стороны, Комитет оборонной промышленности - это все-таки промышленность и подлежит кураторству со стороны МИНТ. С другой - оборона, и, значит, участие в деятельности должны принимать силовые структуры, которые пока не могут разобраться, кто же из них должен “рулить” деньгами.
Наиболее оптимальным вариантом представляется создание такого органа непосредственно под кураторством правительства. В этом случае агентство или комитет (в зависимости от того, как новый орган назовут) станет независимой совещательной структурой, в которую войдут представители всех силовых органов. И которая, в свою очередь, будет самостоятельно “рулить” как деньгами, так и политикой оборонки, включая гособоронзаказ и оборонную промышленность в принципе. В этом случае именно этому комитету в доверительное управление и отдадут “Казинжиниринг” со всеми его дочерними предприятиями.
Но и тут возникает большой вопрос. Как уже заявлялось, в настоящее время правительство РК планирует создать на базе “Казинжиниринга” и большую сервисную компанию по реализации второй фазы проекта будущего расширения ТШО. А там, как известно, акцент сделан на гражданскую, а не на оборонную продукцию.
В общем, заявление военного прокурора озвучило больше вопросов, чем путей их решения. Но одно понятно: без каких-либо сценариев реструктуризации системы гособоронзаказа предложение от Мерзадинова не прозвучало бы. А значит, отечественный оборонно-промышленный комплекс ждут большие перемены.
Астана |