|
Ботагоз Омар
Самые болезненные вопросы предстоящего вступления Казахстана в ВТО - это поддержка сельскохозяйственных производителей, введение утилизационных сборов на казахстанские автомобили и льготы для отечественных производителей в рамках контрактов на недропользование. О том, кому в ВТО жить хорошо, в начале этой недели говорили в мажилисе с министром по экономической интеграции Жанар Айтжановой
По мнению депутата Гульжаны Карагусовой, “с момента создания Таможенного союза меры по защите рынка ТС принимаются в основном по инициативе российского бизнеса. Но Казахстан в данном вопросе не должен идти на поводу у российских предпринимателей. Решения по данным вопросам должны приниматься и с учетом экономических интересов казахстанских производителей и потребителей”. “Прошу вас, Жанар Сейдахметовна, учесть данный аспект и при проведении переговоров по вступлению Казахстана в ВТО”, - подчеркнула Гульжана Карагусова.
В свою очередь, министр, отвечая на вопросы парламентариев, несколько раз обращала внимание на то, что работу по защите казахстанского бизнеса провели немалую. В 2010 году заключили инвестиционные соглашения о промышленной сборке с четырьмя казахстанскими заводами. В рамках этого документа применяются таможенные льготы в отношении импортируемых компонентов, которые противоречат положениям ВТО. “Поэтому Казахстан согласовал переходный период для реализации государственной поддержки до 1 июля 2018 года”, - отметила министр.
“Правительством в настоящее время все еще проводятся наиболее сложные переговоры по размерам государственных субсидий в аграрный сектор. В настоящее время перед нами стоит весьма важная задача закрепить в ходе переговоров возможность предоставлять государственные субсидии на адекватном уровне, позволяющем обеспечить развитие сельскохозяйственной отрасли в будущем. Следует отметить, что, согласно правилам ВТО, меры государственной поддержки, направленные на институциональное развитие отрасли и строительство инфраструктуры, на селе могут предоставляться без ограничений. В ходе переговоров обсуждается размер субсидий, которые влияют на цену и себестоимость конечного товара”, - подчеркнула глава ведомства.
Еще один немаловажный вопрос, обсуждаемый в ходе переговоров, касается закрепления максимальных уровней экспортных таможенных пошлин, которые Казахстан может применять после вступления в ВТО. Сегодня мы применяем экспортные пошлины в отношении 206 товарных позиций, среди которых нефть, нефтепродукты, лом, цветные и черные металлы, алюминий и сплавы, шерсть и шкуры.
“Мы договорились о том, что эти уровни экспортных пошлин будут сохранены после вступления Казахстана в ВТО. Что касается нефти и нефтепродуктов, у нас будет возможность повышать эти пошлины в отношении нашего экспорта. ЕС - это один из активных переговорщиков, потому что он является мировым потребителем и переработчиком сырья. Поэтому они вели эти переговоры. В отношении остальных товарных позиций, которые не вошли в перечень, по которым мы берем обязательства, - по ним мы оставляем за собой право в будущем применять экспортные пошлины. У нас на сегодняшний день около 450 миллиардов тенге поступает от применения экспортных таможенных пошлин. Это не только регуляторная мера, которая способствует ограничению вывоза сырья и содействию в его переработке на территории Казахстана. Но это также и большая фискальная мера, и в том числе 430 миллиардов от применения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты”, - подчеркнула министр.
Но больше всего депутатов волновал вопрос утилизационных сборов на авто, которые, по словам Жанар Айтжановой, введены Россией “в связи с выполнением их обязательств по снижению импортных таможенных пошлин на импортные автомобили”. Этот сбор был введен после вступления РФ в ВТО. “Данная процедура противоречит нормам ВТО, сейчас идет диспут в рамках ВТО, который инициирован Евросоюзом и Японией, которые заинтересованы в расширении импорта своих автомобилей на территории ТС, и как ответную меру Россия сейчас ввела утилизационный сбор не только в отношении импортируемой, но также и производимой продукции”, - добавила министр.
Однако, по словам депутата Меруерт Казбековой, есть изменения в российском законе, в соответствии с которым утилизационным сбором с октября этого года облагаются все автомобили как российского, так и казахстанского производства. “Одновременно с этим в проекте федерального бюджета 2014 года предусмотрена полная компенсация утилизационного сбора российским автопроизводителям путем их субсидирования, причем формально это субсидирование направлено не на компенсацию затрат, а на затраты по сохранению рабочих мест. Данная ситуация практически ставит крест на перспективах экспорта казахстанской автомобильной продукции в России”, - подытожила депутат.
“Мы сейчас ведем переговоры с РФ о том, чтобы утилизационные сборы или не принимались по отношению к нашему будущему экспорту, или же Казахстан будет вынужден принимать ответные меры в отношении импорта российских автомобилей на нашу территорию”, - ответила на этот счет Жанар Айтжанова. Хотя, “что касается введения с казахстанской стороны утилизационного сбора, я хотела бы отметить, что это очень болезненный вопрос - если мы введем утилизационный сбор в том виде, в каком он был введен в РФ, у нас просто переговоры по вступлению в ВТО остановятся”, заявила министр.
Астана |