|
Айгуль Жилкишина
В депутатском запросе к премьер-министру РК С.Н. Ахметову депутат парламента Жуматай Алиев отметил тревожные тенденции в сфере образования, науки, подготовки и трудоустройства профессионально-технических и научно-педагогических кадров страны. После исхода талантливых ученых и специалистов или “утечки мозгов” за рубеж времен 90-х годов возникла новая проблема - магистранты топовых университетов мира, на подготовку которых затрачены государственные средства, не всегда работают по своей специальности, зачастую уходят в иностранные компании. Насколько эта проблема насущна для государства, какая часть молодежи подвержена этому недугу - мнения по этому поводу разнятся
Получив образование в престижных университетах или побывав на стажировке в Европе, молодые специалисты возвращаются в Казахстан. После длительного обучения за границей по приезде они испытывают второй раз культурный шок. Первый они пережили по прибытии в новую страну. Иная ментальность, другие привычки, отличающийся стиль общения, непривычный ритм жизни - все влияет на психологический рост личности.
Учебный день, конференции, переговоры, производственная практика - событийная наполненность рабочих суток в деловой Европе невероятно высока. Полностью расписанный световой день, дополнительные занятия, переизбыток информации, общение в новой системе координат - все влияет на новоприбывших, у них происходит смещение точки психологической сборки. Казахстанцам в новинку рабочий процесс, при котором результативность является решающим фактором, впрочем, как и отношения между коллегами, с их ровным немногословным приветствием, достаточным для совместного творческого процесса.
Завод или фабрика в Западной Европе - это вполне опрятное функциональное пространство. В производственных залах, автомастерских и в цехах с высоким температурным режимом используется комфортная защитная одежда. У специалистов из Казахстана происходит некий разрыв шаблонов в сознании при виде разницы в условиях производства как на предприятиях сельского хозяйства, так и в “горячих цехах”.
В иную культурную среду каждый погружается на свой лад: кому нравится арбуз, кому - свиной хрящ, а кому - и “попова дочка”. Одних после учебы, работы неотвратимо тянет к историческим местам или на концерт музыки эпохи барокко, других - к неформальной обстановке пабов и ресторанов, где завязываются ни с чем не сравнимые и ничем не заменимые знакомства с другой жизнью.
По возвращении у молодых людей часто ощущается разочарование, какое-то опустошение, даже неприятие повседневной жизни. Такого рода пертурбации, по мнению психолога Елены Гайды, являются вполне естественной реакцией на другой образ жизни. Не только у молодых, но и у взрослых появляется желание переехать за границу. Некоторые люди по объективным причинам рано или поздно осуществляют свои намерения.
Каковы объективные причины таких настроений? Уровень жизни в целом, который начинается с чистоты в городе, особенно в Алматы. В чистом городе и дышится легче, и комфортней живется. Понятие “ухоженные улицы” в Алматы, когда-то самом зеленом городе Союза, девальвировалось, к сожалению, ниже уровня бордюра. В некоторых европейских городах нет необходимости ухаживать за обувью - настолько все чисто. Чувство безопасности во время вечерних или ночных прогулок по городу, атмосфера защищенности - все способствует психологическому комфорту.
Прослеживается следующая закономерность: чем младше дети, тем меньше у них рефлексий. Они просто хотят туда опять, и точка. 13-летний мальчик, побывавший в США, был готов на все (изучать английский язык день и ночь), чтобы поехать туда снова.
Когда люди находятся за рубежом на отдыхе или в учебной поездке, все происходит по принципу “клиент всегда прав”, когда за деньги потребителю предоставляются все требуемые услуги. Иного рода реакция у тех лиц, кто жил какое-то протяженное время за рубежом. Эйфория от новизны восприятия окружения проходит, появляются другие отношения. Например, наши бывшие соотечественники спустя месяц жизни в Канаде перестали испытывать испуг при виде людей в полицейской форме. Они пережили почти шок, когда служители порядка предложили им помощь - пассажиры не знали, как доехать до места назначения. Людям нужно было привыкнуть к мысли, что полицейские не “против людей”, а “для людей”.
В зависимости от психотипа личности, от продолжительности пребывания в другой стране реакция людей бывает разной - чем дольше они были там, тем тяжелее для них возвращение. Переживания некоторых индивидуумов носят ярко выраженный депрессивный характер, как у другого ребенка после года пребывания в Америке. Его истерики (не буду выходить на улицу, не хочу разговаривать ни с кем) продолжались довольно долго. Анализируя психологическое состояние людей с такими реакциями, независимо от возраста, социального положения, образования, можно утверждать, что это проблема не психологического, а социального характера. И она должна решаться на уровне государства.
Возможно, потому и возникла необходимость создания “Назарбаев Университета” на смену программе “Болашак”, чтобы молодые неопытные не чувствовали искушения за границей? |