Ольга Шишанова
В Казахстане практически отсутствует информированность населения о проблемах окружающей среды
Между тем в республике сегодня очень сложная экологическая обстановка. Как считает председатель Экологического союза ассоциаций и предприятий “Табигат” Мэлс Елеусизов, “Арал сегодня практически убит, Каспию может грозить уничтожение, если бездумно подойти к разработке Кашагана, как это у нас уже было с Тенгизом, о многих проблемах Семипалатинского полигона замалчивается”.
В то время как во многих странах мира население может даже в судебном порядке востребовать информацию, касающуюся непосредственно их здоровья и благополучия окружающей обстановки.
Например, в Норвегии есть давняя традиция участия общественности в подготовке экологического законодательства и принятия во внимание комментариев, которые получены от общественности.
Министерство окружающей среды Польши основало Центр экологической информации, который отвечает за систему доступа к экологической информации на центральном уровне, также функционирует специальный веб-сайт, роль которого - предоставлять базу данных об окружающей среде и выполнять электронное обучение поляков.
Из стран постсоветского пространства наиболее успешно, согласно данным международных экспертов ОБСЕ, внедряет принципы Орхусской конвенции Грузия, где, согласно Закону о разрешении воздействия на окружающую среду, разработчик, прежде чем приступить к какой-либо деятельности в этом направлении, обязан провести публичное разбирательство.
Однако в Казахстане, несмотря на то, что республика присоединилась к Орхусской конвенции в 2001 году, “давно и остро стоит вопрос о правильности и доступности информации в плане поддержки защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния”.
Между тем в будущем году, по словам вице-министра МОСВР РК Бектаса Мухамеджанова, “для нас это очень важно - следующий год ознаменует собой начало практического перехода Казахстана к “зеленой” экономике. А пока “на 2014 год удалось только защитить по финансированию отдельную экологическую программу в рамках Орхусской конвенции в Казахстане”.
В то же время казахстанское законодательство, которое, по словам Елеусизова, давно требует ужесточения, говорит о том, что “МОСВР и НПО должны иметь возможности для совместной работы”.
Однако сегодня наблюдается обратная картина - суды, которые ежегодно регистрируют более 10 исков от экологических общественных объединений, требуют, согласно Налоговому кодексу, государственную пошлину за их подачу от 30 до 500 процентов, что заведомо противоречит статье 10 пункт 5 Орхусской конвенции.
Кроме того, по мнению судьи надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда РК Владимира Борисова, “совсем не понятен статус государственной экологической экспертизы, что дает повод усомниться в равенстве положения этой организации с тем же министерством”.
И такие примеры не единичны. По убеждению главного эколога страны, “если все будет продолжаться в таком духе, то Балхаш станет большой лужей, площадь таяния ледников с 40 процентов увеличится до ста, Иртыш пересохнет, а мы чем дальше, тем больше будем тратить средств на восстановление экологии, потому что всех захлестнула экономика”.
Астана |