|
Юлиана Жихорь
Правительство продолжает отчитываться перед народом об исполнении поручений президента, данных на расширенном заседании правительства в октябре. И по давно заведенной традиции министры перекладывают вину за недостатки со своей головы на соседние и нижестоящие
Одним из важных замечаний президента 11 октября была ситуация на казахстанских дорогах. Мол, что власти ни делают, дороги лучше не становятся, а смертность и аварийность не уменьшается.
Министр внутренних дел
Калмуханбет Касымов не стал отпираться: полиция недорабатывает, честно признался он. И добавил, что более 80 процентов ДТП совершается по вине самих водителей: каждая четвертая авария совершается по причине превышения скорости, каждая девятая - из-за нарушений правил проезда перекрестков. Каждое десятое ДТП - результат неправильного маневрирования, каждое 11-е - выезд на встречную полосу и наезд на пешеходов. “Безусловно, укрепление транспортной дисциплины - это зона ответственности полиции, которая явно недорабатывает”, - признался Касымов. Добавив, что “в последнее время мы внесли коррективы в профессиональную подготовку сотрудников, в организацию их работы, усилили ежедневный контроль за несением ими службы”. (Пока министр докладывался перед премьером, в Караганде 22-летний младший сержант дорожно-патрульной полиции на служебном авто сбил пешехода - женщину, которая переходила дорогу по пешеходному переходу).
Но виноваты, сказал Касымов, не только полицейские. Часть вины он возложил на автошколы и качество подготовки в них. По словам главы МВД, треть из 200 тысяч учеников этих школ не может сдать экзамены на вождение. МВД намеревается создать реестр данных учебных организаций, занимающихся подготовкой водителей. А заодно ввести административную ответственность автошкол: за некачественную подготовку водителей учебному заведению придется заплатить от 50 до 150 месячных расчетных показателей. А в случае повторных нарушений деятельность таких учебных заведений будет приостанавливаться в судебном порядке.
Есть еще один немаловажный фактор роста числа ДТП - рост благосостояния населения. Мол, число владельцев авто растет, а пропускная способность дорог, как и вместимость автостоянок, “катастрофически недостаточны”. “Они удовлетворяют нас максимум на 30 процентов”, - заявил министр. Качество же дорог уже давно притча во языцех. Только на дорогах республиканского значения в этом году погибли 900 человек. В городах же ситуация не лучше: “Здесь происходит подавляющее большинство ДТП (80 процентов). Адекватные же меры местные исполнительные органы не принимают. Застройка в городах ведется без учета требований безопасности дорожного движения. Понятно, чтобы решить проблему дорог, обеспечить их качество и умное проектирование, акиматам нужны немалые средства. Но не всегда нужно ждать, когда они поступят из республиканского бюджета. Очевидно, способы и средства для этого надо изыскивать и на местах”.
Впрочем, министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев заявил, что деньги - не проблема. И к 2020 году 89 процентов автодорог республиканского значения будут в “хорошем и удовлетворительном состоянии”. И, как результат, число нарушений ПДД и аварий сократится на треть.
А вот что полицейские могут сделать, так это наблюдать за аварийностью на дорогах не там, где проще выявлять нарушения ПДД, а “там, где они приводят к авариям”.
Заодно полиция вновь возвращает в практику наличие у блюстителей дорожного закона алкотестеров (то есть водителей будут снова заставлять дуть в трубочку). Это, по словам Касымова, позволит “оперативно выявлять водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения, не покидая места несения службы, и значительно снизит время, затраченное на проведение освидетельствования таких лиц”.
Кстати, пойманных в нетрезвом виде будут штрафовать на 500 МРП (1 МРП - 1731 тенге), либо привлекать к общественным работам до 300 часов, или арестовывать на срок до 6 месяцев.
Вырастут и другие штрафы: за превышение скорости, проезд на красный свет светофора, за пользование мобильным телефоном. Так, за превышение скорости на 10-20 километров в час штраф увеличивается с 5 до 10 МРП. Согласно закону, за выезд на встречную полосу предусмотрен штраф в 15 МРП, а по новому закону - лишение прав на один год. Министр внутренних дел заявил, что водители будут лишаться права управления автотранспортом за превышение скорости более чем на 40 километров в час. МВД предлагает лишать прав до 6 месяцев в случае трехкратного повторного нарушения практически всех ПДД.
Серик Ахметов озаботился перспективой роста коррупции в рядах полиции. Мол, из-за угрозы лишения прав водитель будет готов дать любые деньги инспектору: “Как будет осуществляться контроль со стороны МВД? Одно дело - все это ужесточить, внедрить, но тут другой вопрос: какова будет обратная связь? Мы прекрасно знаем, что может произойти всплеск коррупции”. Пока в МВД предпочитают следить за полицией с помощью видеорегистраторов и проверяющих в “гражданке”. И рассчитывают, что число дорожных полицейских уменьшится пропорционально росту видеофиксаторов и видеокамер (то есть фиксация правонарушений на дорогах автоматизируется).
Астана |