|
Юлиана Жихорь
Программа форсированного индустриально-инновационного развития движется со скрипом. А будет еще лучше. Таковы оценки программы вице-премьера - министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева
Президент страны неоднократно корил правительство, что подсовывают ему на “разрезание ленточки” предприятия, которые впоследствии благополучно не функционируют. Тут и заводы по “производству” китайских планшетников, и по производству самолетов “Фермер”. А ведь есть еще и давно заведенная традиция строить кучу “актуальных” предприятий, не оглядываясь на потребности рынка. Как, например, в Степногорске, где вложили 10 миллионов долларов в строительство хлебокомбината и лишь потом выяснили, что город хлебом и так вполне обеспечен. (Сейчас завод срочно переоборудуют под производство кондитерских изделий.)
В общем, ГПФИИР - это, конечно, хорошо. Но не всегда и не везде. 11 октября Назарбаев в очередной раз приказал правительству разобраться и доложить.
То и разобралось, обвинив в некачественной проработке проектов региональные власти. Мол, некачественные проекты предлагают. Как сообщил вчера
Асет Исекешев, только за этот год от регионов поступило 200 предложений по включению проектов в Карту индустриализации (она - непосредственная часть ГПФИИР), из которых половина “отсеялась сразу”, поскольку не соответствует критериям.
К слову, Исекешев признал, что многие проекты “первой волны” действительно мало тянут на индустриально-инновационные. Тем более - на успешные. Так, на начало текущего года проблемными считались 35 проектов: это те, кто либо вообще “запустился для галочки”, либо проекты, которые, а-ля планшетный, работали для вида. Но сообщил, что на текущий момент таковых осталось лишь 13 - остальные “отработали с акиматами”. По оставшимся “хвостам” также разрабатывают с акиматами планы по запуску.
Впрочем, Исекешев не берется утверждать, что эти должники будут реально введены в строй и пущены на полную мощность. “Проблемные проекты будут всегда”, - заявил он, выступая на брифинге в СЦК. Добавив, что, мол, это мировая практика: предприятия банкротятся. Но правительство приложит все силы и т.д.
Кстати, из воспоминаний первых лет подготовки и запуска Карты индустриализации.
Журналисты, работавшие в Астане, долго удивлялись, какое отношение к индустриализации могут иметь, например, мосты, дома культуры, аэропорты и другие аналогичные строения, которые в 2009-2010 годах активно включали в Карту. И главное, выделяли на это финансирование. Но тогда, видимо, принцип “создадим, запустим, а там как получится” был прерогативой.
На текущий момент всего в Карте индустриализации 872 проекта и еще 19 “перспективных”. По линии Астаны (министерства и нацхолдинги) - 49 проектов, остальные - региональные Карты индустриализации. Что означает выражение “19 перспективных проектов”, никто пока не понимает. Потому как все проекты КИ, “по идее”, должны быть перспективными.
Вообще, программа ФИИР вобрала в себя сразу несколько крупных отраслевых и государственных программ. Там и программа индустриализации, и “30 корпоративных лидеров”, и еще парочка. Причем “30 корпоративных лидеров” изначально была направлена на создание экспортоориентированных (а по сути инновационных) производств и заявляла о глобальной поддержке бизнеса, который станет участником программы. Не прошло. Впрочем, и сегодня с инновациями у нас как-то не ахти.
Все больше на индустриализацию давим. Причем уже без оглядки на экспорт и, соответственно, загоняя в программу проекты, которые к собственно индустриализации имеют лишь опосредованное отношение. Например, инфраструктурные проекты: строительство дорог всех видов, проведение электроэнергии и т.п. Вроде нужно, но их-то продукт на экспорт не продашь. В правительстве это поняли и заявили, что со следующего года подобные проекты выведут из Карты индустриализации и отправят на реализацию через массу имеющихся инфраструктурных программ (на них, кстати, денег тоже немало выделяется).
В МИНТ пообещали, что уж со следующей пятилетки изменят “фокус” проектов и станут больше обращать внимание на их кластерное развитие и приоритетные сектора, экспортоориентированность, инновационность, добавленную стоимость и производительность труда. В общем, на все то, на что, как заявлялось с самого начала реализации ГПФИИР, и должны были смотреть власти.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |