|
Алла Иванилова
В бытность Советского Союза были популярны детские дворовые клубы. Бесплатные кружки по интересам создавались, чтобы защитить детей от пагубного влияния улицы. Причем они не только отвлекали от нездоровых занятий, но и стали своеобразной профориентацией для подрастающего поколения. Однако после распада СССР развалились и дворовые клубы. Сейчас это забытое явление из далекого советского прошлого пытаются возродить
Почти каждый советский ребенок весь день был занят в кружках, и уже к окончанию школы знал, какую выберет профессию. Свою роль в этом играли дворовые клубы. Так, мото- и автокружки позволили создать солидный кадровый резерв для автопарков. Кружки авиамоделирования повышали среди молодежи престиж профессии инженера. Юные натуралисты впоследствии охотно поступали в сельхозинституты. Благодаря швейным кружкам в девочках зарождалась тяга к портняжному искусству, спортивно-патриотические секции приучали парней к военному мастерству, а многие музыкальные, хореографические и изостудии поднимали культурный уровень подростков, навсегда прививая любовь к мировой классике. Таким образом, все были довольны: государство, родители и дети. Однако это счастье длилось, пока существовал Советский Союз. С развалом державы дворовые клубы остались без домоуправлений, к которым они в основном относились, и перешли на самоокупаемость. Многие дети перестали посещать теперь уже платные кружки.
И только в середине 2000-х годов чиновники вспомнили о досуге детей, которые массово погрузились в компьютеры, а некоторые отдыхали с пивом у подъездов или внутри них, чем изрядно раздражали соседей. Было решено после многолетней паузы возобновить работу дворовых клубов. Сегодня в Казахстане действует более 500 дворовых клубов. Таковые существуют почти в каждом городе. К примеру, в Караганде их насчитывается 32, в Таразе - 6, в Костанае - 18, они есть даже в таких небольших городах, как Темиртау - 23 и Сатпаево - 8. В Алматы 37 дворовых клубов. Но что такое четыре десятка заведений для полуторамиллионного города? Чтобы охватить хотя бы половину детей, их должно быть минимум сто. Что касается столицы, то здесь работают 25 клубов. Из них девять относятся к Государственному фонду поддержки молодежной политики города при Управлении по делам молодежной политики, 11 - к Управлению образования (их координирует детско-юношеский центр “Шыгыс”), а остальные - к КСК. Столичные дворовые клубы посещают более пяти тысяч детей и подростков в год. Самый крупный - “Есиль” - находится на Левобережье и насчитывает 300 воспитанников.
Главный принцип дворовых клубов - абсолютно бесплатно, был сохранен. При этом финансируется детский досуг организациями, которые его курируют. Точнее, они выплачивают мини-зарплату руководителям кружков и секций (которую они, как водится, тратят на этот же дворовый клуб) и оплачивают аренду помещения. К примеру, на содержание алматинских клубов ежегодно выделяется около сорока миллионов тенге. Основная часть суммы уходит на зарплату сотни педагогов. При этом она довольно скромная - в среднем 35 тысяч тенге. Поэтому можно сказать, что все держится на энтузиастах.
Да и вообще будни дворовых клубов можно охарактеризовать как существование вопреки: небольшие, в основном полуподвальные помещения, стены которых давно не видели ремонта, вечная нехватка оборудования и инвентаря. В Астане по причине того, что многие клубы не отвечают санитарным нормам, их регулярно закрывают. При этом каждая коммунальная проблема для них оборачивается непреодолимой волокитой, когда приходится обращаться в соответствующие органы. Иногда помощь оказывают, но зачастую на выручку приходят общественные организации и неравнодушные родители. Поэтому многие клубы работают только в летний период, чтобы сэкономить на коммунальных платежах.
Для того, чтобы детские клубы работали в полную силу, нужна материальная поддержка. Увы, сегодняшнее законодательство не позволяет финансировать их деятельность из государственного бюджета, что и не дает им развернуться. Дело в том, что организационно-правовой статус дворовых клубов не регламентирован никакими законодательными актами, и они функционируют в форме добровольных объединений без организации юридического лица. В результате нет единого органа, который бы координировал и финансировал их деятельность. К тому же государство не имеет права вмешиваться в вопрос о кондоминиумах, все “общие” площади принадлежат жителям домов. Таким образом, в городской бюджет нельзя заложить деньги на ремонт подвальных помещений для дальнейшей дислокации там дворовых клубов. В этой связи не все КСК лояльно относятся к работе детских клубов, предпочитая сдавать подвалы в аренду.
Учитывая финансовые проблемы, дворовым клубам разрешили открывать платные кружки. Но не всем руководителям это по душе. Однако на голом энтузиазме создать безупречно функционирующую структуру вряд ли получится.
Кстати, о дворовых клубах в апреле этого года заговорил глава государства на совещании по дальнейшему развитию столицы: “Нужны дворовые клубы. Такие клубы помогают молодежи определиться, найти профессиональный путь в жизни. Говорят, что всемирный производитель айпадов Стив Джобс начинал это с друзьями в дворовом клубе, где-то там в гараже придумал это. И нам надо задействовать клубы в школах, колледжах”. Хочется верить, что в скором будущем детские дворовые клубы действительно выйдут из “подземелья”.
Астана |