|
Юлиана Жихорь
Правительство в очередной раз скорректировало макроэкономические показатели на текущий год. К сожалению, цифры показали, что не все “добрые ожидания” наших властей сбылись в нужном направлении
Как ни стараются отечественные производственники сократить импорт и увеличить экспорт, никак у них это не получается. Если верить докладу министра экономики и бюджетного планирования
Ерболата Досаева, объем экспорта в 2013 году “сократился на 12 269,6 миллиона долларов США, объем импорта увеличен на 2 661,4 миллиона долларов США”. Причем, как сказал Досаев, основанием для корректировки цифр стало “уточнение отчетных данных по экспорту за 2012 год в сторону снижения на 5 143,6 миллиона долларов США и увеличение импорта на 1 677,8 миллиона долларов США”.
Причем, если судить по другим цифрам, то уменьшение экспорта произошло за счет падения спроса на мировых рынках на металлы и металлопрокат: только за девять месяцев того года темпы роста в казахстанской отрасли черной металлургии снизились на 13 процентов, сфера переработки нефти затормозилась почти на четыре процента. Мировые цены на металлы в этом году рухнули более чем на шесть процентов (наибольшее падение отмечено на золото - на 19,3 процента, алюминий - 11,2, медь - 10,6 и цинк - 7,1 процента).
С другой стороны, в Казахстане заметно активизировалось машиностроение (рост - на семь процентов) и рынок связи (рост - на три процента). Если прибавить к этому повышение прогнозного Индекса физического объема сельского хозяйства на 0,6 процента, то неблагоприятная картина с понижением целевых индикаторов ряда отраслей вроде как и нивелируется.
Поэтому Кабмин не торопится менять прогноз по уровню роста ВВП на текущий год, оставив его на отметке в шесть процентов. Коридор инфляции также оставлен на прежнем уровне 6-8 процентов.
“Ожидается, что устойчивый рост отраслей экономики и достаточно высокая потребительская активность обеспечат высокие темпы роста сферы услуг”, - заявил Досаев.
Конечно, это не может не радовать: ВВП растет, Казахстан занимает устойчивые позиции в мировом рейтинге развивающихся государств и т.п. Однако этот рост обеспечен не заявленной индустриализацией (то есть ростом производства, пусть даже ориентированного на внутренний рынок), а в большей степени ростом потребительской активности населения. Ежегодно Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета говорит о том, что рост казахстанской экономики обеспечен исключительно за счет сырьевой составляющей, доля же производственной части неуклонно снижается.
Равно как год от года в процессе корректировок бюджета снижается и его расходная часть. В этот раз расходы перераспределили на 65,6 миллиарда тенге. “С учетом уточненного прогноза по поступлениям и уменьшения дефицита расходы республиканского бюджета предлагается оптимизировать до 6 033,4 миллиарда тенге, или на 65,6 миллиарда тенге. В целом, уменьшение расходов составит 165,8 миллиарда тенге, в том числе за счет экономии по расходам, связанным с исполнением обязательств государства, - 29 миллиардов тенге, экономии в результате государственных закупок - 19 миллиардов тенге и ожидаемого недоосвоения - 117,8 миллиарда тенге”, - сообщил Досаев. Добавив, что 100 миллиардов из этих тенге будет направлено на: строительство железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу (30 миллиардов), увеличение уставного капитала АО “НУХ “Байтерек” для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики (30 миллиардов), подготовку к проведению ЭКСПО-2017 (20 миллиардов), возврат кредита на реализацию проекта по сносу аварийного жилья Астаны перед ФНБ “Самрук-Казына” - 20 миллиардов тенге.
Средства, которые были перераспределены, - из числа неосвоенных или потенциально неосваиваемых до конца года. Раньше эти суммы, как правило, перекочевывали у администраторов программ из года в год. Теперь же “администраторам необходимо понимать, что расходы, которые уменьшаются в результате неосвоения, восстанавливаться в 2014 году не будут. Необходимо максимально мобилизоваться и решать поставленные задачи в рамках предусмотренных средств”. То есть в условиях кризиса и политики тотальной экономии доводы, что “конкурсы не успели провести”, уже не в тренде.
Астана |