|
Ольга Шишанова
В очередной раз Министерство образования и науки РК собирается всего за несколько лет внедрить новые стандарты среднего и высшего образования в стране, которые, несмотря на увеличивающееся год от года финансирование, судя по всему, по-прежнему находятся на низком уровне
Между тем, согласно статистическим данным, ни одна отрасль в республике не получила за последнее время столько финансовых вливаний, сколько образование и наука. Но, как оказалось, все напрасно: научных достижений никаких, нововведения, такие как, например, ЕНТ, дискредитировали сами себя.
В качестве примера председатель Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев говорит об уровне подготовки некоторых стипендиатов программы “Болашак”, которые, по его мнению, “английский язык выучили в пивбарах”, добавив, что те, “кто трудится на наших сегодняшних предприятиях, - это в основном выпускники бывшего СССР и Российской Федерации”.
Новоиспеченный глава образовательного ведомства Аслан Саринжипов выделяет при этом несколько проблем, которые не несут в себе ничего нового, а скорее повторяются из года в год.
Так, по его словам, в системе среднего образования существует проблема, которая давно требует своего решения. Это разрыв между городом и селом в качестве образования, и, кроме того, наибольшая доля аварийных школ и школ без спортзалов, которая приходится в основном на село. Да и учителей с высшей категорией в сельских школах в два раза меньше, чем в городе.
Однако педагоги с высшим образованием, оказывается, редкость не только на селе, но и в городе. Не случайно одной из приоритетных задач министр Саринжипов считает поднятие профессионального мастерства учителей республики, с тем, чтобы довести уровень педагогов с высшим образованием хотя бы до 30 процентов.
Между тем точно такая же задача стояла и перед экс-главой Министерства образования и науки Бакытжаном Жумагуловым. Хотя, по мнению премьер-министра РК Серика Ахметова, “дисбаланс кадров - это, возможно, не просто наличие слабых педагогов в системе, а отток сильных молодых талантливых педагогов из школ в другие “конкурирующие” сферы экономики”.
Как бы там ни было, но к чему может привести некачественное образование, видно уже сегодня на примере некоторых предприятий и бизнес-структур, руководители которых отказываются принимать на работу вчерашних выпускников. А это - пусть в начальном варианте, но все-таки угроза будущему индустриально-инновационному развитию республики, которое может попросту забуксовать, если вовсе не остановиться, в силу отсутствия профессиональных кадров, да и просто грамотных выпускников.
Однако многие предприятия, жалуясь на профессиональное обучение учащихся, сами могли бы стать более заинтересованными в создавшейся проблеме, пойдя навстречу тем же заведениям ТиПО, помогая им в подготовке будущих кадров конкретно под свои востребованные специализации. Тем более что, как считает министр МОН РК, “в профтехобразовании сегодня наблюдается некий спад, который продлится до 2020 года, но затем обещает резко повыситься”.
Тем не менее все попытки в этом направлении пока на стадии разговоров - заинтересованность единичных предприятий не в счет. Проблема усугубляется еще и тем, что, согласно данным, которые привел министр образования и науки, “больше всего в ближайшие несколько лет будет расти количество молодежи от 15 до 18 лет”.
Более того, “рост численности детей и молодежи ведет к увеличению нагрузки на систему образования”, что дает возможность очередного увеличения финансирования отрасли. Уже в ближайшие три года расходы на науку и образование составят 1 триллион 267 миллиардов тенге, из которых почти 400 миллиардов выделят в следующем, 2014 году.
Между тем высшие учебные заведения республики продолжают работать на старых принципах плановой системы, и для повышения в них качества образования министр предложил их сделать частными.
Интересно, что такая практика уже имела место быть несколько лет назад.
Однако при экс-министре Жумагулове начался едва ли не обратный процесс.
Мотивировался он неравномерностью оплаты получения знаний между различными вузами, качеством предоставляемых услуг, отсутствием профессиональной конкуренции среди преподавательского состава и, как следствие - низкой конкурентоспособностью на рынке образования.
И вот теперь министр Саринжипов снова предлагает разгосударствление казахстанских вузов, для чего, по его словам, нужно лишь нацелиться на оплату по результатам обучения, серьезные законопоправки в области образования да пресечение коррупции в образовательной сфере.
Задачи, прямо скажем, не из легких, вот разве что заслуживает внимания его предложение по введению в казахстанских вузах так называемых подготовительных классов.
А пока итогом достижений Министерства образования и науки республики должно стать подписание в конце года меморандума между МОН и регионами республики, с которыми образовательное ведомство обещает “разделить свои планы и свою ответственность”.
Астана |