|
На минувшей неделе в Кемерово состоялась международная конференция “Уголь в мировой экономике”, на которой прозвучали интересные оценки роли этого вида топлива в глобальной энергетике. Возвращаясь из России в Чешскую Республику, в Алматы на пару дней остановился Ярослав Рааб, эксперт по угольной отрасли, которого мы попросили рассказать читателям “Нового поколения” о перспективах добычи угля в мире
- Господин Рааб, когда на конференцию собираются нефтяники, то они подчеркивают решающее мировое значение нефти, то же самое, судя по результатам вашей конференции, можно сказать и по углю?
- Ну... наверное, это не наши фантазии или не наше желание сделать уголь топливом номер один в мире. Об этом говорят экономические показатели. А они объективны. Уже в течение предстоящих десяти лет уголь и в самом деле может обогнать нефть по востребованности и стать самым потребляемым топливом. Если угодно привести цифры, то пожалуйста: в течение восьми лет угля в мире будут потреблять свыше 4,5 миллиарда тонн так называемого нефтяного эквивалента, тогда как самой нефти будут потреблять не более 4,4 миллиарда тонн. Это оценки ответственных независимых агентств. Это говорит о том, что спрос на уголь превысит спрос на нефть.
- А как насчет сланцевого газа, о котором все больше говорят в последнее время?
- С газом вообще складывается интересная ситуация. В Америке происходит некая “сланцевая революция”, и все только и говорят о том, что вскоре чуть ли не вся экономика этой страны перейдет на сланцевый газ. К чему же это привело? К резкому увеличению экспорта дешевого американского угля. Газ они экспортировать пока не могут, да и не планируют, так как нет трубопроводов, а вот уголь вывозят все активнее. И этот уголь идет в Китай и в Индию. Пока что это для них гораздо дешевле, чем покупать газ или нефть. Кроме того, и Европа все больше присматривается к углю ввиду того, что некоторые страны, к примеру, Германия, отказываются от атомной энергетики. Так что газ углю не помеха, и если учесть рост урбанизации в Китае, то спрос на уголь будет только возрастать.
- Но уголь постоянно критикуется экологами за свои очень даже грязные во всех отношениях свойства, как быть с этим?
- Это проблема, согласен. Скажу более, на конференции вновь прозвучали данные о том, что по-прежнему выброс парниковых газов при использовании угля в два раза выше, чем при сжигании газа. Особенно это влияет на здоровье людей, которые живут в непосредственной близости от угольных электростанций. Но и наука не стоит на месте. Например, в том же Китае уже разработана Госпрограмма по снижению выбросов и по борьбе с загрязнением воздуха. Очень дорогостоящее мероприятие, но правительство на него идет, потому что нет иного выхода. Уже есть технологии, правда, пока они весьма дороги, но позволяют существенно снижать вред от сжигания угля. И эти технологии все совершенствуются, и уже к концу этого десятилетия мы рассчитываем получить очень весомый эффект от них.
- И, тем не менее, прогнозы по углю выглядят, быть может, слишком оптимистическими, касается ли это и нашей страны?
- Безусловно. Уголь из Экибастуза, например, незаменим на российских электростанциях Сибири. Они просто под него строились и проектировались. Кроме того, казахстанский уголь идет и в Китай, где его потребление только растет. Например, к 2020 году Китай планирует увеличить потребление угля на 25 процентов, и около половины этого объема - уголь из Казахстана. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов Индию, которая все больше присматривается к казахстанскому углю. Правда, там больше нужны коксующиеся угли для сталелитейной промышленности, но все больше начинают присматриваться к технологиям использования углей с высокой зольностью, как это делается в Сибири. Российские специалисты уже предложили Индии свои технологии строительства соответствующих энергетических мощностей.
- А как насчет других потенциальных рынков?
- Украина, Киргизия - эти страны все больше нуждаются в угле. Кроме того, и европейские страны будут больше покупать у вас уголь, в этом не сомневайтесь. Я знаю, что ваш уголь уже идет в Польшу, Венгрию, Италию, Финляндию, и список таких потребителей будет только расти. И потом - страна, занимающая восьмое место в мире по запасам угля и располагающая таким огромным количеством открытых месторождений, не может даже сократить добычу этого топлива и всегда будет ведущим игроком на этом рынке. |