|
Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории
Неотвязное ретро: Крыша - это не “кто”, а “что”
Жилищно-коммунальная реформа в Казахстане была осуществлена одной из первых, сразу после обретения независимости. О том, что эта реформа - если не фикция, то уж, во всяком случае, полуфикция, писали и говорили много. В том числе и о том, что вскоре придет время, когда за нее придется дорого расплачиваться.
Это время грозно и неумолимо наступает. Фактически оно уже пришло, только мы не хотим в это верить и стараемся не замечать очевидных вещей. Но их стали замечать даже наши чиновники из акиматов и прочих ответственных ведомств.
На неделе, например, в Алматинском городском акимате состоялось совещание, на котором констатировали: 30 процентов жилого фонда южной столицы требуют капитального ремонта. Если учесть специфику официальной статистики, то можно без риска утверждать - половина алматинских домов пришла в небезопасное для житья состояние. Они обветшали, и для приведения их в должный вид требуются огромные деньги, которых у города, естественно, нет.
Говорить в очередной раз о том, что все это прямое следствие фиктивной жилищно-коммунальной реформы, уже поздно. Толку никакого. Говорить о том, что эта реформа привела к бесконтрольному, варварскому, хищническому использованию того, что было построено в городах в предыдущие десятилетия, - тоже не имеет смысла. К тому же об этом все знают, и в первую очередь жители городов.
Бросить на произвол дикой рыночной стихии то, что худо-бедно отлаживалось в советскую эпоху, когда построенные государством и госведомствами дома государством же и обслуживались, - это означало для кого-то наверху просто избавление от забот. Демонтировав колхозную систему на селе, они создали псевдоколхозную систему в городе, но теперь уже совершенно никому неподотчетную и дикую. Прекрасно зная, как колхоз “эффективен” и способен к самоорганизации.
Причем создали неряшливо и второпях. Даже не отладив законодательно вопрос о долях собственности жильцов в общедомовом имуществе. Что привело к бесчисленным нарушениям и судебным спорам, к использованию подвалов и чердаков в качестве складов, мастерских и пр. магазинами, конторами, парикмахерскими.
И названо все это было реформой. Потому что кто-то наверху не умеет и никогда не умел профессионально руководить, в том числе распоряжаться жилищно-коммунальным фондом, и о нем заботиться.
Результат, повторяем, созрел в том виде, в каком его и предсказывали специалисты. Треть алматинских домов требует капремонта кровли и подвальных помещений. Иными словами, они все эти два десятилетия вообще не ремонтировались. Это в городе, где наверняка самый качественный жилой фонд в Казахстане. Теперь этот фонд стремительно приходит в аварийное состояние. Неумолимо и угрожающе.
Как сказал в акимате начальник управления энергетики и коммунального хозяйства г-н Кусаинов: “...утрачена система планово-предупредительного ремонта жилых домов, в том числе практика проведения осмотров и ремонтно-профилактических работ с целью выявления и устранения неисправностей строительных конструкций и инженерных коммуникаций на ранней стадии их возникновения”.
Формулировка великолепная: утрачена. Как способность к самосохранению или культурный иммунитет. Она была не утрачена, г-н начальник, ее упразднили. Как все “ненужное” из прошлого. А остальная часть приведенной фразы, как старая добрая песня: “...с целью выявления и устранения...”.
Польский писатель Лешек Кумор однажды изрек: “Рано или поздно наступает минута, когда впереди только прошлое, а будущее позади”. Очень уж не хочется думать, что это применимо к нашим домам и стенам, которые могут быть утрачены вместе с “системой планово-предупредительного ремонта”. |