ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Бензобаксы События

Константин Кочевников
Что происходит на внутреннем рынке ГСМ? Цена за литр высокооктанового топлива стремится к психологической отметке в 1 доллар, или 120 тенге. Созвучно в этом процессе выглядят цены на бензин А-80 и дизтопливо. При всем при том, что мировые цены на нефть остановились и в последние недели даже понизились и сохраняют тенденцию к падению, в Казахстане - стране, где добывают углеводороды и производят топливо, цены никак не сдаются, а ввергают в уныние большинство автовладельцев: то ли еще будет?
Мы попытались разобраться, какие факторы сегодня формируют внутренний рынок нефтепродуктов, в каких количествах, где и кем производится топливо, которое реализуется оптом и в розницу на территории страны; из чего складываются розничные цены и какие нужды испытывает отечественный нефтепром


Естественно обратиться к практике трех ведущих отечественных сетевых игроков на рынке ГСМ: АО НК “КазМунайГаз”, “Sinooil” и “Helios” и опосредованно - нефтеперерабатывающих предприятий, продукция которых реализуется названными операторами. К слову, число исправно функционирующих нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане - тоже три. Это ОАО “Атырауский НПЗ” (АНПЗ), ЗАО “Павлодарский нефтехимический завод” (ПНХЗ) и ОАО “ПетроКазахстан Ойл Продактс” (ПКОП), расположенный в Шымкенте.
При ежегодной добыче в Казахстане около 60 миллионов тонн нефти, суммарной проектной производственной мощности отечественных НПЗ должно хватать на переработку 18 миллионов тонн нефти в год (реальные цифры несколько ниже - наши заводы не так молоды и их оснащение оставляет желать лучшего) и выработку более 10 миллионов тонн автомобильного и дизельного топлива.
Остальное приходится на выработку так называемых “темных” нефтепродуктов: мазутов, битумов и других технически и экономически полезных жидкостей. Потребление же топлива в стране, по данным за 2007 год по экспертным оценкам, составило 7,8 миллиона тонн. На бензины марок А-76 и А-80 пришлось только 16 процентов - 1,24 миллиона тонн; почти треть выпала на долю высокооктанового бензина - 2,25 миллиона тонн; дизтопливо - 55 процентов, или 4,3 миллиона тонн.
Если же посмотреть на выход продукции отечественных НПЗ, то потребности страны удовлетворялись только по низкооктановому бензину. Так, бензина марок А-76 и А-80 выпускалось на 9 процентов больше требуемого количества, в то время как дефицит высокооктанового бензина составил 37 процентов. Производство дизельного топлива также оказалось на 9 процентов меньше, чем его потребление.
Производя 3,9 миллиона тонн дизтоплива, отечественные НПЗ обеспечили только 91 процент потребностей внутреннего рынка. Всего же в минувшем году в стране было произведено только 6,7 миллиона тонн топлива. Образующийся дефицит восполняется за счет импорта топлива, главным образом из России.
alt
О росте цены на бензин казахстанцы знают не понаслышке
Попробуем теперь разобраться в цепочке отечественной нефтепереработки. Сегодня в Казахстане существуют две вертикально интегрированные группы компаний, которые оперируют на казахстанском рынке нефтепродуктов, - от добычи нефти до реализации конечных продуктов через собственные сети АЗС. Одна из них - АНПЗ и частично ПКОП (“ПетроКазахстан Ойл Продактс”) входит в вертикально интегрированную группу компаний под контролем АО НК “КазМунайГаз”. Нацкомпания, к слову, является единственным поставщиком сырья на завод АНПЗ и реализует конечный продукт через сеть АЗС “КазМунайГаз” (сегодня по Казахстану действуют 160 АЗС под брендом КМГ).
На паях с нацкомпанией ПКОП принадлежит Китайской национальной нефтяной корпорации, которая владеет не только этим предприятием, выпускающим нефтепродукты, но и месторождением Кумколь в Кызылординской области. Сырье для переработки поставляется и объединением “АктобеМунайГаз”, владельцем которого также является Китайская национальная нефтяная корпорация. Топливо реализуется через собственные сети АЗС “Sinooil” и “PSP” (41 АЗС по Казахстану).
Но нельзя не учитывать роль еще одного крупного игрока на рынке розничной торговли нефтепродуктами - ТОО “Гелиос”. Это один из главных “давальцев” сырья на ПНХЗ (контрольный пакет акций завода находится в собственности ОАО “МангистауМунайГаз” (ММГ), остальные переданы правительством РК в доверительное управление ММГ).
У “Гелиоса” своя практика: компания самостоятельно производит закуп нефти на свободном рынке в России, а готовую продукцию реализует через собственную сеть АЗС “Гелиос”. Следует отметить, что важной технологической особенностью ПНХЗ является изначальная ориентированность на переработку российской нефти.
В стратегическом плане создание двух вертикально интегрированных групп компаний позволяет каждой из них гибко реагировать на изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков нефти и нефтепродуктов. В зависимости от условий на рынке они могут ориентироваться либо на экспорт, либо на переработку и продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Но тем не менее в Казахстане регулярно случаются перебои с поставками нефтепродуктов внутренним потребителям и, как следствие, наблюдается постоянное повышение цен на табло АЗС. Рынок лихорадит и весной, и летом, и осенью. И каждый наверняка не раз задумывался о том, из чего же состоит цена на важнейшее в мире топливо.
Основу цены нефтепродуктов, естественно, составляет стоимость сырой нефти. И если “Гелиос” еще можно понять - компания закупает российскую нефть, а там цена привязана к котировкам (Brent), которые с начала этого года выросли на 52 процента, то как объяснить ценовое поведение ее коллег, торгующих исключительно отечественным продуктом?
Атырауский и Шымкентский НПЗ производят продукцию из казахстанского сырья. Стало быть, себестоимость и потребительские цены атырауского и шымкентского бензина на внутреннем рынке должны быть никак не выше павлодарских.
alt
Естественно, следует учитывать и различные издержки - на те же железнодорожные перевозки. С начала года тариф вырос на 14 процентов, непрерывно растет и стоимость электроэнергии, требуют постоянных вливаний поддержание и совершенствование технического состояния оборудования на АЗС и нефтебазах, инвестирование в строительство новых АЗС и нефтебаз, развитие персонала и налоговое бремя.
Выясняется, что прибыль тех, кто реализует нефтепродукты, не так уж и велика: около 4-5 процентов, или 2-3 тенге с литра. Конечно, учитывая высокую ликвидность продукции, игроки рынка нефтепродуктов не стоят с протянутой рукой. Но нельзя забывать и о том, что не менее важной проблемой для казахстанских нефтеперерабатывающих заводов является технологически устаревшее оборудование и, как результат, низкая глубина переработки нефти и низкое качество продукции.
Из-за устаревшей инфраструктуры и в связи с низкой загруженностью отечественных НПЗ увеличиваются удельные затраты на переработку нефти и конечная стоимость самой продукции. Из-за технической отсталости и сильной изношенности фондов основную долю продукции отечественных НПЗ составляют продукты с низкой глубиной переработки. А дефицит топлива с высоким октановым числом, как известно, компенсируется закупками за рубежом (преимущественно в России - около 20 процентов).
Разница в цене по топливу с Россией за последнее время составляет в среднем 65 тенге за бензин и 80 тенге за дизельное топливо. Из-за существенного разрыва в ценах на нефтепродукты на внешних рынках странам-импортерам стало невыгодно поставлять топливо на рынок Казахстана, что создает некий дефицит топлива в стране, где основным импортером является Россия.
Для более полной картины приведем ситуацию с ценами в Европе. С 2002 года в целом по Европе бак бензина подорожал к сегодняшнему дню на 40-50 процентов. По данным Британской автомобильной ассоциации, розничная цена на неэтилированный бензин в Германии в апреле 2008 года достигла 1,43 евро (270 тенге). Максимально допустимая цена на дизельное топливо, например, в Люксембурге сегодня составляет 1,24 евро за литр (234 тенге). Аналогичная ситуация и в других странах Евросоюза.
Между тем потребление ГСМ в Казахстане быстро растет, и к 2015 году возможности существующих НПЗ будут исчерпаны. Учитывая, что строительство одного НПЗ занимает минимум 5 лет, стране уже сейчас необходимо начать сооружение нового государственного нефтеперерабатывающего завода, который работал бы на внутренний рынок и тем самым устанавливал среднюю стоимость ГСМ. И тогда наконец под “четвертым заводом” мы перестанем подразумевать поставки из России, как это в узких кругах называют сегодня.
Казахстанский рынок нефтепродуктов уже давно глубоко интегрирован в мировую экономику, и на него оказывают влияние тенденции в развитии экономик других стран. Деятельность казахстанских компаний, реализующих нефтепродукты, осуществляется на основание рыночных принципов, а это рост цен на нефть, повышенный спрос на нефтепродукты, дисбаланс цен с соседними государствами и, наконец, повышение уровня жизни в стране.
Понятно только одно: пока не выработается система, которая позволит вести достоверный учет потребностей внутреннего рынка и отдельных регионов в топливе в зависимости от сезонных колебаний спроса, периодичности сельхозработ, плановых ремонтов НПЗ и так далее, перебоя с поставками топлива нам не избежать.
P.S. Есть у этой проблемы и другая сторона. Заставляя нефтяников поставлять продукцию на внутренний рынок по сниженным ценам, правительство тем самым фактически заставляет их дотировать другие отрасли экономики: металлургию, железную дорогу, алюминиевую промышленность и т.д. Ведь лишь четверть всех ГСМ идет на заправки, а подавляющая часть - на производство, пополняя доходы в упомянутых отраслях за счет нефтяников...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Aset

  • 6 августа 2008 22:22
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
otkuda vzyaty vse eti cifry? interesno...
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение