|
Константин Кочевников
Что происходит на внутреннем рынке ГСМ? Цена за литр высокооктанового топлива стремится к психологической отметке в 1 доллар, или 120 тенге. Созвучно в этом процессе выглядят цены на бензин А-80 и дизтопливо. При всем при том, что мировые цены на нефть остановились и в последние недели даже понизились и сохраняют тенденцию к падению, в Казахстане - стране, где добывают углеводороды и производят топливо, цены никак не сдаются, а ввергают в уныние большинство автовладельцев: то ли еще будет?
Мы попытались разобраться, какие факторы сегодня формируют внутренний рынок нефтепродуктов, в каких количествах, где и кем производится топливо, которое реализуется оптом и в розницу на территории страны; из чего складываются розничные цены и какие нужды испытывает отечественный нефтепром
Естественно обратиться к практике трех ведущих отечественных сетевых игроков на рынке ГСМ: АО НК “КазМунайГаз”, “Sinooil” и “Helios” и опосредованно - нефтеперерабатывающих предприятий, продукция которых реализуется названными операторами. К слову, число исправно функционирующих нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане - тоже три. Это ОАО “Атырауский НПЗ” (АНПЗ), ЗАО “Павлодарский нефтехимический завод” (ПНХЗ) и ОАО “ПетроКазахстан Ойл Продактс” (ПКОП), расположенный в Шымкенте.
При ежегодной добыче в Казахстане около 60 миллионов тонн нефти, суммарной проектной производственной мощности отечественных НПЗ должно хватать на переработку 18 миллионов тонн нефти в год (реальные цифры несколько ниже - наши заводы не так молоды и их оснащение оставляет желать лучшего) и выработку более 10 миллионов тонн автомобильного и дизельного топлива.
Остальное приходится на выработку так называемых “темных” нефтепродуктов: мазутов, битумов и других технически и экономически полезных жидкостей. Потребление же топлива в стране, по данным за 2007 год по экспертным оценкам, составило 7,8 миллиона тонн. На бензины марок А-76 и А-80 пришлось только 16 процентов - 1,24 миллиона тонн; почти треть выпала на долю высокооктанового бензина - 2,25 миллиона тонн; дизтопливо - 55 процентов, или 4,3 миллиона тонн.
Если же посмотреть на выход продукции отечественных НПЗ, то потребности страны удовлетворялись только по низкооктановому бензину. Так, бензина марок А-76 и А-80 выпускалось на 9 процентов больше требуемого количества, в то время как дефицит высокооктанового бензина составил 37 процентов. Производство дизельного топлива также оказалось на 9 процентов меньше, чем его потребление.
Производя 3,9 миллиона тонн дизтоплива, отечественные НПЗ обеспечили только 91 процент потребностей внутреннего рынка. Всего же в минувшем году в стране было произведено только 6,7 миллиона тонн топлива. Образующийся дефицит восполняется за счет импорта топлива, главным образом из России.
|
О росте цены на бензин казахстанцы знают не понаслышке |
Попробуем теперь разобраться в цепочке отечественной нефтепереработки. Сегодня в Казахстане существуют две вертикально интегрированные группы компаний, которые оперируют на казахстанском рынке нефтепродуктов, - от добычи нефти до реализации конечных продуктов через собственные сети АЗС. Одна из них - АНПЗ и частично ПКОП (“ПетроКазахстан Ойл Продактс”) входит в вертикально интегрированную группу компаний под контролем АО НК “КазМунайГаз”. Нацкомпания, к слову, является единственным поставщиком сырья на завод АНПЗ и реализует конечный продукт через сеть АЗС “КазМунайГаз” (сегодня по Казахстану действуют 160 АЗС под брендом КМГ).
На паях с нацкомпанией ПКОП принадлежит Китайской национальной нефтяной корпорации, которая владеет не только этим предприятием, выпускающим нефтепродукты, но и месторождением Кумколь в Кызылординской области. Сырье для переработки поставляется и объединением “АктобеМунайГаз”, владельцем которого также является Китайская национальная нефтяная корпорация. Топливо реализуется через собственные сети АЗС “Sinooil” и “PSP” (41 АЗС по Казахстану).
Но нельзя не учитывать роль еще одного крупного игрока на рынке розничной торговли нефтепродуктами - ТОО “Гелиос”. Это один из главных “давальцев” сырья на ПНХЗ (контрольный пакет акций завода находится в собственности ОАО “МангистауМунайГаз” (ММГ), остальные переданы правительством РК в доверительное управление ММГ).
У “Гелиоса” своя практика: компания самостоятельно производит закуп нефти на свободном рынке в России, а готовую продукцию реализует через собственную сеть АЗС “Гелиос”. Следует отметить, что важной технологической особенностью ПНХЗ является изначальная ориентированность на переработку российской нефти.
В стратегическом плане создание двух вертикально интегрированных групп компаний позволяет каждой из них гибко реагировать на изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков нефти и нефтепродуктов. В зависимости от условий на рынке они могут ориентироваться либо на экспорт, либо на переработку и продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Но тем не менее в Казахстане регулярно случаются перебои с поставками нефтепродуктов внутренним потребителям и, как следствие, наблюдается постоянное повышение цен на табло АЗС. Рынок лихорадит и весной, и летом, и осенью. И каждый наверняка не раз задумывался о том, из чего же состоит цена на важнейшее в мире топливо.
Основу цены нефтепродуктов, естественно, составляет стоимость сырой нефти. И если “Гелиос” еще можно понять - компания закупает российскую нефть, а там цена привязана к котировкам (Brent), которые с начала этого года выросли на 52 процента, то как объяснить ценовое поведение ее коллег, торгующих исключительно отечественным продуктом?
Атырауский и Шымкентский НПЗ производят продукцию из казахстанского сырья. Стало быть, себестоимость и потребительские цены атырауского и шымкентского бензина на внутреннем рынке должны быть никак не выше павлодарских.
Естественно, следует учитывать и различные издержки - на те же железнодорожные перевозки. С начала года тариф вырос на 14 процентов, непрерывно растет и стоимость электроэнергии, требуют постоянных вливаний поддержание и совершенствование технического состояния оборудования на АЗС и нефтебазах, инвестирование в строительство новых АЗС и нефтебаз, развитие персонала и налоговое бремя.
Выясняется, что прибыль тех, кто реализует нефтепродукты, не так уж и велика: около 4-5 процентов, или 2-3 тенге с литра. Конечно, учитывая высокую ликвидность продукции, игроки рынка нефтепродуктов не стоят с протянутой рукой. Но нельзя забывать и о том, что не менее важной проблемой для казахстанских нефтеперерабатывающих заводов является технологически устаревшее оборудование и, как результат, низкая глубина переработки нефти и низкое качество продукции.
Из-за устаревшей инфраструктуры и в связи с низкой загруженностью отечественных НПЗ увеличиваются удельные затраты на переработку нефти и конечная стоимость самой продукции. Из-за технической отсталости и сильной изношенности фондов основную долю продукции отечественных НПЗ составляют продукты с низкой глубиной переработки. А дефицит топлива с высоким октановым числом, как известно, компенсируется закупками за рубежом (преимущественно в России - около 20 процентов).
Разница в цене по топливу с Россией за последнее время составляет в среднем 65 тенге за бензин и 80 тенге за дизельное топливо. Из-за существенного разрыва в ценах на нефтепродукты на внешних рынках странам-импортерам стало невыгодно поставлять топливо на рынок Казахстана, что создает некий дефицит топлива в стране, где основным импортером является Россия.
Для более полной картины приведем ситуацию с ценами в Европе. С 2002 года в целом по Европе бак бензина подорожал к сегодняшнему дню на 40-50 процентов. По данным Британской автомобильной ассоциации, розничная цена на неэтилированный бензин в Германии в апреле 2008 года достигла 1,43 евро (270 тенге). Максимально допустимая цена на дизельное топливо, например, в Люксембурге сегодня составляет 1,24 евро за литр (234 тенге). Аналогичная ситуация и в других странах Евросоюза.
Между тем потребление ГСМ в Казахстане быстро растет, и к 2015 году возможности существующих НПЗ будут исчерпаны. Учитывая, что строительство одного НПЗ занимает минимум 5 лет, стране уже сейчас необходимо начать сооружение нового государственного нефтеперерабатывающего завода, который работал бы на внутренний рынок и тем самым устанавливал среднюю стоимость ГСМ. И тогда наконец под “четвертым заводом” мы перестанем подразумевать поставки из России, как это в узких кругах называют сегодня.
Казахстанский рынок нефтепродуктов уже давно глубоко интегрирован в мировую экономику, и на него оказывают влияние тенденции в развитии экономик других стран. Деятельность казахстанских компаний, реализующих нефтепродукты, осуществляется на основание рыночных принципов, а это рост цен на нефть, повышенный спрос на нефтепродукты, дисбаланс цен с соседними государствами и, наконец, повышение уровня жизни в стране.
Понятно только одно: пока не выработается система, которая позволит вести достоверный учет потребностей внутреннего рынка и отдельных регионов в топливе в зависимости от сезонных колебаний спроса, периодичности сельхозработ, плановых ремонтов НПЗ и так далее, перебоя с поставками топлива нам не избежать.
P.S. Есть у этой проблемы и другая сторона. Заставляя нефтяников поставлять продукцию на внутренний рынок по сниженным ценам, правительство тем самым фактически заставляет их дотировать другие отрасли экономики: металлургию, железную дорогу, алюминиевую промышленность и т.д. Ведь лишь четверть всех ГСМ идет на заправки, а подавляющая часть - на производство, пополняя доходы в упомянутых отраслях за счет нефтяников... |