|
Ботагоз Омар
С реализацией программы моногородов акимы забыли о ее главном предназначении - создании новых рабочих мест и диверсификации экономики. Пользуясь тем, что в ней (как и в большинстве других узких программ, реализуемых в настоящее время) в качестве одного из направлений предусмотрено развитие дорог и социальной инфраструктуры, они увлеклись только последним. Как результат, профильное министерство снова планирует проведение реформ: объединить семь реализуемых в регионах программ с повторяющимися функциями в одну
На недавнем заседании правительства премьер-министр Казахстана Серик Ахметов подверг критике реализацию Программы развития моногородов на 2012-2020 годы. “Анализ 2012-го и текущего года показывает, что в большинстве своем внимание акимов по развитию моногородов в рамках этой программы сконцентрировано на развитии инженерной и социальной инфраструктур. При этом недостаточно уделяется внимания основным направлениям программы - диверсификации экономики этих городов и развитию предпринимательства, созданию рабочих мест, расширению малого и среднего бизнеса. Только в этих условиях будут созданы эффективные реальные рабочие места, которые впоследствии пойдут на развитие этих городов”, - отметил он.
При этом глава Кабмина поручил акимам моногородов и областей принять конкретные меры по диверсификации экономики городов, проработке перспективных инвестиционных, так называемых якорных проектов.
Вспомним, однако, что в ходе коллегии Министерства регионального развития, проведенной 8 августа по итогам первого полугодия, первый вице-премьер - министр регионального развития Бахытжан Сагинтаев, напротив, критиковал акимов, докладывающих о реализации якорных проектов, подчеркивая, что таковые на самом деле реализуются силами бизнеса и местные исполнительные органы не должны приписывать их реализацию себе, докладывая об успешном запуске госпрограмм.
“Говорят о якорных проектах. Эти якорные проекты - не заслуга акима. Предприятия, которые работают в регионах, вокруг себя что-то делают, и это называется якорными проектами. Ваша задача - много чего другого там сделать”, - говорил Сагинтаев, обращаясь к акимам.
Тогда же глава МРР критиковал своих подчиненных за то, что из предусмотренных 1,8 миллиарда тенге на субсидирование кредитов предпринимателей моногородов ни одного тенге не использовано (по состоянию на 8 августа. -
“НП”). Эта мера была заложена для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в моногородах и предусматривала субсидирование займов в размере 10 процентов со снятием отраслевых ограничений.
Добавим при этом, что одновременно с этим Программа развития моногородов предусматривает предоставление безвозмездных и безвозвратных грантов до трех миллионов тенге (300 миллионов тенге заложено в госбюджете в масштабах всей страны), включает микрокредитование (для чего предусмотрено в общей сложности 1,7 миллиарда тенге) и обучение основам предпринимательства (28 миллионов тенге), подведение инфраструктуры к проектам бизнеса (711 миллионов тенге).
Всего из предусмотренных в 2013 году на развитие бизнеса 4,7 миллиарда тенге в настоящее время освоено всего более одного миллиарда. В этой связи МРР предлагает неосвоенные средства перераспределить на другие программы в то время, пока бизнес “раскачивается”.
“Как показывает практика реализации программы “ДКБ-2020”, программам поддержки бизнеса требуется определенный период раскачки. Это связано с необходимостью изменения менталитета бизнеса, а также его информированностью”, - пояснил во вторник, в ходе заседания правительства, первый вице-министр регионального развития Каирбек Ускенбаев.
“В этом направлении по субсидированию одобрено всего пять проектов, предоставление грантов и микрокредитов по ним предусмотрено в декабре. К примеру, по подведению инфраструктуры к проектам из-за отсутствия заявок мы были вынуждены передать 1,2 миллиарда на другие цели. Проекты дали только Риддер (2), Экибастуз (4), Лисаковск (3), Рудный (3), Аксай (1), Жанаозен (1)”, - добавил вице-министр регионального развития.
В целом на программу развития моногородов выделили около десяти миллиардов тенге (из предусмотренных на 2013 год 18,8 миллиарда), или 54 процента от предусмотренных в 2013 году средств.
И так как проблемой большинства моногородов на сегодняшний день является отсутствие работы и, как следствие, высокий уровень безработицы и доли самозанятого населения, в моногородах запланировано 47 проектов с созданием более 25 тысяч новых рабочих мест. Высокие показатели уровня безработицы, по сравнению с уровнем по республике, наблюдаются в городах Аркалык, Кентау и Аксу.
Из 47 реализуемых по этой программе проектов на данный момент ввели в эксплуатацию 9 проектов в городах Степногорск, Хромтау, Балхаш, Жезказган, Аркалык, Экибастуз. “На стадии проектирования документации и оборудования находятся 32 проекта. Из них по 12 проектам старт дан с началом реализации программы”, - добавил первый вице-министр ведомства.
Однако возможно, что программа развития моногородов и вовсе будет расформирована (вернее, поглощена более крупной). Ранее, в ходе коллегии ведомства, Бахытжан Сагинтаев говорил о том, что в настоящее время в стране реализуют ряд программ, среди которых “Развитие регионов”, “Развитие моногородов на 2012-2020 годы”, “Дорожная карта бизнеса-2020”, “Доступное жилье-2020”, “Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы”, программа “Аћ булаћ” на 2011-2020 годы и, наконец, крупнейшая по масштабам Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2015 годы (ГПФИИР).
“Мы видим, что во всех этих программах имеется дублирование направлений, схожесть целевых индикаторов и присутствуют трудности в их координации и администрировании”, - говорил он, добавляя, что во всех вышеперечисленных программах присутствуют расходы на развитие и ремонт инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
“Сегодня, когда мы рассматриваем заявки, поступающие из регионов, то в основном они касаются выделения средств на инженерные коммуникации. Конечно, для регионов это выгодно: чем больше программ и заявок, тем больше денег регион получит. Но суть самой программы просто теряется”, - считает министр. Чтобы выйти из этой ситуации, министерство предлагает разработать единую государственную программу развития регионов, которая, по словам Сагинтаева, “исключит дублирование инструментов, будет удобна для бюджетирования, будет ясной и понятной”. “Останется только одна большая программа, все остальные войдут в нее компонентами”, - подытожил он.
Астана |