|
Ботагоз Омар
Рейтинги нашей страны на мировой арене медленно, но верно растут. В то же время, по мнению представителей бизнес-сообщества, это не говорит об упрощении административных процедур, особенно если взять во внимание законодательство Таможенного союза.
Тем не менее казахстанское правительство, столкнувшись с сопротивлением ряда госорганов, не желающих отказываться от упрощения документооборота для бизнеса, рассчитывает на успех
Казахстан поднялся на две ступени в рейтинге самых счастливых стран мира, заняв 57-е место. Таковы итоги доклада World Happiness Report, подготовленного американскими исследователями по заказу ООН. Нашими соседями по рейтингу оказались Малайзия и Хорватия.
Для сравнения: из стран СНГ Россия заняла 68-е место, Узбекистан - 60-е, Киргизия - 89-е, Туркменистан - 59-е. Как и в прошлом году, рейтинг, состоящий из 156 государств, замыкают африканские страны Того, Бенин и Центрально-Африканская Республика.
Как сообщили инициаторы исследования, в рейтинге учитывались такие показатели, как уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень доверия в обществе, наличие свободы выбора, уровень коррупции и щедрость. Исследователи опирались на данные опросов, которые Американский институт общественного мнения Гэллапа проводил в период с 2010-го по 2012 год.
Неделей ранее обнародовали итоги другого исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) на 2013-2014 годы о конкурентоспособности мировых экономик. Наша страна и здесь улучшила свои показатели, поднявшись на один пункт, заняв 50-е место в глобальном отчете. Мы расположились между Италией (49-е место) и Португалией (51-е место).
Как говорится в отчете ВЭФ, преимущество страны заключается в гибком и эффективном рынке труда (15-е место) и стабильных макроэкономических показателях (23-я строчка). В свою очередь, к проблемным сферам Казахстана эксперты отнесли здравоохранение и начальное образование (97-е место), развитие бизнеса (94-я строчка) и инновации (84-е место).
В то же время, по мнению главы департамента Национальной экономической палаты Казахстана “Союз “Атамекен” Найли Абдимолдаевой, таможенное законодательство стран “тройки” стало громоздким и сложным. Так, сегодня действуют по два Таможенных кодекса (союзный и национальный), около 40 международных договоров, свыше 900 решений Комиссии ТС и Евразийской экономической комиссии, что создает много вопросов в сфере таможенного администрирования.
Как сообщила эксперт в ходе круглого стола “Устойчивые экономические параметры и эффективность государственного управления”, Таможенный кодекс ТС содержит значительное количество избыточных административных барьеров, отсылок к национальному законодательству, юридических нестыковок и неточностей. “Поэтому уже через год было принято решение о внесении в него изменений и дополнений. Данная работа продолжается уже два года и все еще не завершена”, - сообщила представитель бизнес-ассоциации.
Она добавила, что несовершенство законодательства сказалось и на показателях Казахстана в торговле с остальными участниками союза. “Динамика объемов взаимной торговли государств - членов Таможенного союза за период 2010-2012 годов свидетельствует о снижении темпов роста и удельного веса Казахстана во взаимной торговле с членами ТС. Так, если темп роста Казахстана в 2010 году составлял 166,6 процента, то за 2012 год данный показатель составил уже 96,3 процента.
И как бы казахстанское правительство ни сокращало бизнес-барьеры, на деле ситуация мало меняется в лучшую сторону. По словам первого заместителя премьер-министра Бахытжана Сагинтаева, в 2011-2012 годы в стране выявили 1400 разрешений. Учитывая, что, по официальным данным, в 2009 году в нашей стране в общей сложности насчитывалось более одной тысячи различных разрешений (в том числе 504 лицензии и 500 других видов разрешительных процедур по сертификации, аккредитации, аттестации и различным согласованиям), их стало даже больше. И это несмотря на то, что парламент все эти годы совместно с правительством рассматривал законопроекты, направленные на сокращение документооборота.
“В ходе работы мы видим, что государственные органы не совсем охотно хотят расставаться со своими регуляторными функциями”, - считает Сагинтаев. Чтобы не допускать этого, в декабре этого года в парламент планируют внести закон о разрешениях и уведомлениях, где впервые будет указан перечень всех разрешительных документов. Он будет утверждаться законодательно, и никакое ведомство после этого не сможет самостоятельно внести в него изменение.
Астана |