Юлиана Жихорь
Казахстан продолжает поиск новых бизнес-партнеров по всему миру. Желательно, на государственном уровне. Чтобы уж совсем гарантированно шел обмен инвестициями, товарами, технологиями. На днях, наконец, удалось поставить точку в долгих переговорах о сотрудничестве с Индонезией
Весной прошлого года Нурсултан Назарбаев побывал с визитом в Джакарте - столице крупнейшей страны мусульманского мира. Два президента - казахстанский и индонезийский - нашли немало точек для возможного сотрудничества. Это и нефтегазовый сектор, и энергетика, транспорт, машиностроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность, фармацевтика, туризм, малый и средний бизнес.
Так, Индонезия заинтересована в поставках зерна, муки и хлопка из Казахстана. Мы, конечно же - в импорте инвестиций из Индонезии и в технологиях. Все эти направления и возможные “точки соприкосновения” были еще раз подтверждены на днях, во время визита на этой неделе в Астану президента Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно.
Наиболее выгодной формой сотрудничества двух стран (с учетом наличия Таможенного союза и ЕЭП) является создание совместных предприятий. Их, собственно, и решили открывать в Казахстане. Первыми на очереди должны стать СП по производству автошин и лапши.
Собственный “ролтон” планируют “лепить” совместно с крупнейшим мировым производителем лапши быстрого приготовления Indofood Sukses Makmur (недавно Indofood Sukses Makmur приобрел пакеты акций компаний Бразилии и Китая).
Предполагается открытие собственных производств данной компании на территории нашей страны. Причем речь идет о производстве лапши из казахстанской муки.
А вот производители шин Multistrada Arah Sarana, планирующие крупные инвестиции в промышленность Казахстана, рассматривают нашу страну в качестве отправной точки для проникновения на рынки всей Центральной Азии. Как сообщил заместитель министра экономического и международного финансирования сотрудничества Индонезии Ризал Афанди Лукман, Multistrada Arah Sarana уже обсуждает с АО “ФНБ “Самрук-Казына” перспективы строительства шинного завода на сумму в 250 миллионов долларов (меморандум об этом был подписан еще в прошлом году). Впрочем, речь идет не только об индонезийских инвестициях, но и об использовании индонезийского оборудования, технологий и индонезийской же рабочей силы - специалистов. (Степень казахстанского участия в проекте, видимо, будут обсуждать на стадии подготовки договора СП.)
В обмен на это индонезийская сторона предлагает еще запустить завод по переработке сырого пальмового масла и производство продуктов питания и косметических изделий.
Сегодня торговый оборот между двумя странами достаточно низкий - 65 миллионов долларов в прошлом году. В случае же реализации всех озвученных проектов объем товарооборота достигнет 100 миллионов в самое ближайшее время. Так, индонезийский президент, намекнув, что его страна знаменита своими предприятиями по переработке газа и нефти, заявил, что “товарооборот в 100 миллионов долларов будет достигнут уже через 4 или 5 лет”.
Но, если судить по заявлениям казахстанского вице-министра экономики и бюджетного планирования Тимура Жаксылыкова, их президент не обладает последней информацией. “Да, в 2012 году у нас товарооборот был примерно 65 миллионов долларов. Но за это полугодие показатель уже возрос до 150 миллионов долларов. Если тенденция сохранится, то выйдем на 300 миллионов в конце года”, - заявил он на казахстанско-индонезийском бизнес-форуме.
В любом случае страны намерены усилить сотрудничество. И для облегчения общения инвесторов решили запустить прямые авиарейсы между государствами. (Сегодня перелеты осуществляются чаще всего через ОАЭ.)
Впрочем, когда это произойдет и какая компания будет выполнять такие рейсы, пока не известно.
Пока же отсутствие рейсов и обязательное получение визы в страну негативно влияет на “бурность” туристического потока: в прошлом году Бали посетили 860 казахстанцев, за 6 месяцев 2013 года - всего 170 человек.
Астана |