|
Тот, кто хочет войны, всегда сумеет найти повод
Война по расписанию
Будет ли нападение западных стран на Сирию? Такого вопроса сегодня, думается, уже не существует. Для нас важнее уже вопрос другой: чем для Центральной Азии чревато такое нападение?
Среди обилия политологических и экспертных оценок ситуации довольно сложно выделить действительно беспристрастный и професссиональный анализ происходящего и тем более заслуживающий доверия прогноз возможных последствий этой агрессии. Война - это дело крайне эмоциональное, и трудно в ней сохранить хладнокровие и взвешенность. Даже если пока наблюдаешь за ней со стороны.
Большинство наблюдателей склоняются к тому, что нападение США и Англии вызовет дальнейшую эскалацию конфликта не только в самой Сирии, но и в Ливане, и вообще в регионе Ближнего Востока. Не следует забывать, что и Турция тоже ждет как бы сигнала и готова ударить по Сирии с севера. К тому же рядом Ирак, в котором фактически гражданская война идет уже несколько лет. Курды, перед которыми впервые замаячила реальная перспектива обрести свое государство, и для этого они тоже за ценой не постоят. Так что в охочих повоевать в регионе недостатка нет.
Все это так, но нам-то что со всего этого?
Когда начиналась война в Ираке десять лет тому назад, очень многие предсказывали “неизбежные последствия” и разрастание конфликта вплоть до Центральной Азии. К счастью, не случилось. Это не значит, что не могло случиться, просто на сей раз не сложились обстоятельства. Но как они сложились сегодня, никто не может сказать с точностью, только с огромными натяжками.
С большей степенью вероятности можно сегодня говорить об отдаленной перспективе, нежели о том, что произойдет в ближайшие недели или месяцы после агрессии Запада против Сирии. Самый главный вывод: стабильности и спокойствия в регионе эти действия, конечно же, не принесут.
Сирия, как и соседний Ирак, скорее всего превратится в очередной котел противоречий, конфликтов и противоборства. В первую очередь между алавитами и движениями, финансируемыми Саудовской Аравией и Катаром. Быть может, это приведет к расколу страны, ибо у алавитов нет иного выхода, как бороться до последнего. В случае своего окончательного поражения они рискуют превратиться в тотально истребляемое религиозное меньшинство, которое не только будут изгонять из самой Сирии, но и преследовать за ее пределами.
Поэтому в данной ситуации алавиты, скорее всего, попытаются удержать хотя бы те районы, в которых они являются пока еще большинством.
А вот когда это произойдет, то ситуация сложится совершенно иная и еще более непредсказуемая. Чреватая, в первую очередь, окончательной дестабилизацией Ливана и соседнего Ирака, а также образованием самостоятельного Курдистана и отделением шиитской части этой страны в нечто автономное.
В общем-то это и является целью предстоящего нападения на Сирию и в целом долгосрочной стратегии по изменению всей карты Ближнего Востока. Оговоримся: если здесь сегодня можно выдерживать хоть какую-то последовательную стратегию. Но основные приоритеты ясны: общая смена руководства ряда стран с последующим насаждением более прозападных и более предсказуемых режимов. Так сказать, профилактика властной верхушки методом “горячей очистки”.
Все это стало возможным благодаря политике самих прежних режимов стран региона. Если бы не их недальновидность, не стремление во что бы то ни стало законсервировать свое господствующее положение феодальными методами, не алчность и не продажность, то никто, даже “всемогущий” Запад, не сумел бы устроить то, что происходит здесь в последние годы.
А за сказочно роскошную жизнь, когда вокруг ужасающая, беспросветная нищета твоих же, казалось бы, сограждан, всегда платить приходится. Ну и согражданам, конечно, тоже. |