|
Юлиана Жихорь
Казахстан рассчитал свой бюджет на ближайшие три года. Как ни старается правительство вывести экономику на “доходный” уровень, пока не получается. Доходы бюджета никак не могут дотянуться до уровня расходной части. А потому властям ничего не остается, как повышать налоги
Вчера Кабмин рассмотрел итоги расчетов по составлению бюджета страны на годы грядущие. Итоги, надо заметить, малоутешительные. С одной стороны, объем бюджета страны растет как на дрожжах. С другой - рост происходит по причине роста цен на все те же энергоносители.
Так, поступления республиканского бюджета на 2014 год предусматриваются в объеме 5,773 триллиона тенге, или с ростом по сравнению с текущим годом на 10,4 процента. При этом доходы (без учета трансфертов) прогнозируются лишь на уровне 4,016 триллиона. Это, конечно, тоже выше уровня текущего года (на 428 миллиарда), но все равно значительно ниже расходной части бюджета. Траты в следующем году планируются на уровне 6,715 триллиона.
Интересно, что затраты в стране растут столь же быстрыми темпами, как и доходы. (И это при том, что в свое время правительство объявляло режим жесткой экономии.) Так, на следующий год рост затрат составит более 10 процентов, в 2015 году - 7,7 процента.
Разницу между доходами и расходами будут покрывать за счет трансфертов из Национального фонда и заимствования (внешнего и внутреннего). Дефицит бюджета пока, к сожалению, уменьшить не получается. На следующий год он составит 2,4 процента к ВВП, в 2015 году - 2,2 процента к ВВП, в 2016 году - 1,9.
К слову, ранее правительство заявляло о намерениях снизить бюджетный дефицит до 1,5 процента уже к 2015 году. Еще в начале текущего года вице-министр экономики и бюджетного планирования Мадина Абилкасимова заявляла, что “при сохранении благоприятных условий развития для поддержания государственного долга на безопасном уровне планируется снижение дефицита бюджета с 2,1 процента в 2013 году до 1,5 процента ВВП в 2015 году. Снижение дефицита и ограниченное использование трансферта из Нацфонда будет способствовать ненефтяному дефициту. По прогнозам, мы ожидаем его снижение с 3,9 процента к ВВП в 2015 году до 3 процентов к 2020 году”.
Но, видимо, ключевая фраза этого многообещающего монолога “при сохранении благоприятных условий развития” не нашла места для реализации. Уже в мае этого года власти увеличили дефицит бюджета 2013 года с 2,2 до 2,5 процента, к ВВП. И к уровню дефицита, который просчитали на год текущий прошлой осенью, они намерены вернуться не ранее, чем через года два. И то, если получится и если очередные “благоприятные условия” будут иметь место.
Гарантированный трансферт из Национального фонда в ближайшие три года будет составлять 1,380 триллиона тенге ежегодно. Кроме этого на следующий год запланирована еще одна сумма из Нацфонда - 150 миллиардов тенге - целевой трансферт.
Средства из Нацфонда традиционно пустят на индустриализацию, дорожные карты бизнеса и занятости, программы развития регионов и моногородов, программы “Доступное жилье” и “Агробизнес-2020”. То есть они отправятся точечно на определенные проекты, в уставные фонды компаний-операторов программ или в виде целевых трансфертов пойдут в регионы. Как заявил глава Минэкономики Ерболат Досаев, “в 2014-2016 годах будет осуществлено вложение нефтяных сбережений в экономику страны, а именно конкретные инфраструктурные проекты, результатом реализации которых должно стать увеличение транзитных перевозок и продвижение казахстанского экспорта на мировые рынки, а также повышение туристического потенциала республики”. Министр дипломатично обошел стороной перспективу увеличить ненефтяные доходы от инвестирования нефтяных денег. Зато сообщил, что правительство усиливает контроль над расходованием бюджетных средств.
Учитывая, что избранным акимам городов и поселков увеличили не только объемы власти, но и финансов, правительство пошло на введение “минимальных объемов финансирования из местного бюджета отдельных социально-значимых сфер”. По сути, заставляя отныне местных акимов самих ломать голову, как привлечь деньги в собственный бюджет. Кстати, теперь акимы на местах для получения целевого трансферта на развитие из республиканского бюджета должны обеспечить софинансирование этих проектов.
Второй контрольный пункт - введение лимитов по расходам администраторов бюджетных программ и лимитов на новые инициативы. (Экономия в действии.)
И самое главное, чего добивались все и давно - “введение ответственности первого руководителя администратора бюджетных программ за недостижение результатов бюджетных программ при полном освоении бюджетных средств”. Впрочем, обтекаемая формулировка “при полном освоении бюджетных средств” дает возможность легко обойти возможное наказание за недостижение.
Но одним пресечением воровства доходную часть бюджета сильно не поправишь, решили, видимо, в правительстве. И объявили о планах повышения налогов. В ближайшее время казахстанцев ждет рост ставок налогообложения на имущество физических лиц, на землю, на транспортные средства для автомобилей с объемом двигателей от 3000 до 4000 кубических сантиметров. С 2014 года вырастут акцизы на алкогольную продукцию, с 2015 года - на сигареты.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |