|
Ольга Шишанова
Казахстан собирается урегулировать вопрос трансграничных рек с Китаем к 2015 году, хотя только за последний год в стране не досчитались шести кубических километров воды
Несмотря на то, что в рамках Концепции по “зеленой” экономике был разработан проект программы по управлению водными ресурсами страны, который, по словам министра МООС РК Нурлана Каппарова, в сентябре представят на рассмотрение в правительство, по мнению международных экспертов, Казахстану в ближайшие десять лет может грозить экологическая водная катастрофа.
Главное, что угроза дефицита воды и неэффективного управления водными ресурсами может стать неразрешимой проблемой не только для устойчивого экономического роста, но и для водной безопасности Казахстана. Ведь, как известно, из восьми водных бассейнов республики только один формируется из внутренних ресурсов, остальные семь являются трансграничными.
Так, среднегодовой сток казахстанских рек составляет 101 кубический километр, из которых только 57 кубокилометров формируются на территории республики. Остальной объем поступает из Китая - 19 кубокилометров, из Узбекистана - 15, из России - восемь и из Кыргызстана - три кубических километра.
Именно поэтому водная безопасность Казахстана в значительной мере зависит от притока воды из соседних стран, в то время как собственные запасы пресной воды республики исчисляются цифрой в 539 кубических километров.
При этом не секрет, что в зонах трансграничных водных бассейнов отмечается острая конкуренция за водные ресурсы, что “создает угрозу водообеспечения приграничных и особенно южных регионов нашей страны”, отмечает глава МООС.
И здесь, по словам руководителя проекта ЕС “Укрепление сотрудничества между странами Центральной Азии и ЕС по охране окружающей среды, изменению климата и водным ресурсам” Анатолия Крутова, “особое внимание должно быть уделено таким рекам, как Иртыш и Или”, которые формируются на территории КНР и служат камнем преткновения между Китаем и Казахстаном уже на протяжении 15 лет.
Китай не скрывает, что согласно своей гидрополитике собирается довести забор воды из Черного Иртыша в ближайшем будущем до пяти-шести кубических километров, что составляет половину стока реки, бассейн которой грозит обмелеть даже от пары десятков процентов, забираемых сегодня. Тогда это уже будет грозить экологической катастрофой не только Казахстану, но и России.
Кроме того, не стоит забывать, что ресурсы этой важнейшей для Казахстана водной артерии являются источником питьевой воды для Астаны, Караганды, Семипалатинска, Павлодара, Экибастуза и Темиртау.
Не лучше обстоит дело и в отношении реки Или, от целостности которой, как известно, зависит экологическая обстановка озера Балхаш. Эта территория уже сегодня признана вододефицитной, что не останавливает китайскую сторону, которая планирует довести водозабор до 40 процентов.
“Я, например, думаю, что перспективы сохранения Балхаша - они очень призрачные”, - поделился своим мнением с “НП” Анатолий Крутов в ходе семинара “Управление водными ресурсами: “зеленый” сценарий действий”.
Между тем, по мнению эксперта, существуют определенные механизмы, которые все-таки позволят достичь соглашений по водоразделу с таким тяжелым переговорщиком, как Китай.
“К сожалению, правительство Казахстана не использует тех возможностей и рычагов давления, я вот так даже жестко могу сказать, которые имеются у Казахстана, для того, чтобы достичь соглашения о совместном использовании трансграничных вод”, - подчеркнул Крутов.
Астана |