|
Ботагоз Омар
Более половины средств, выделяемых из республиканского бюджета на развитие регионов, приходится на пять областей страны. Чиновники из центра утверждают, что причиной такой региональной диспропорции становится недостаточно полное финансовое обоснование еще на стадии рассмотрения заявок.
Серьезно хромает и эффективность использования казенных денег. Так, за последние пять лет в целом по Казахстану объемы запрашиваемых средств на закуп топлива увеличились в 20 (!) раз. И это при том, что стоимость социального мазута увеличилась ненамного: с 32 тысяч в 2009 году до 36 тысяч в 2013-м
О том, что в правительстве находится слишком большое количество неработающих государственных программ, часто говорил и прежний глава Кабмина Карим Масимов. Теперь при создании нового Министерства регионального развития, которое точечно стало анализировать эффективность использования денег, эти опасения подтверждаются.
В минувшую пятницу состоялось первое заседание коллегии недавно образованного ведомства. По словам первого заместителя премьер-министра - министра регионального развития Бахытжана Сагинтаева, в настоящее время в стране реализуется ряд программ, среди которых - “Развитие регионов”, “Развитие моногородов на 2012-2020 годы”, “Дорожная карта бизнеса-2020”, “Доступное жилье-2020”, Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы, программа “Ақ бүлақ” на 2011-2020 годы и, наконец, крупнейшая по масштабам Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2015 годы (ГПФИИР).
“Мы видим, что во всех этих программах имеется дублирование направлений, схожесть целевых индикаторов и присутствуют трудности в их координации и администрировании”, - заявил министр.
Так, во всех вышеперечисленных программах присутствуют расходы на развитие и ремонт инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
“Сегодня, когда мы рассматриваем заявки, поступающие из регионов, в основном они касаются выделения средств на инженерные коммуникации. Конечно, для регионов это выгодно: чем больше программ и заявок, тем больше денег регион получит. Но исходя из этого суть самой программы просто теряется”, - считает вице-премьер.
Чтобы выйти из этой ситуации, министерство предлагает разработать единую государственную программу развития регионов, которая, по словам
Сагинтаева, “исключит дублирование инструментов, будет удобна для бюджетирования, будет ясной и понятной”. “Будет только одна программа, все остальные войдут компонентами в большую программу”, - подытожил он.
При этом министр напомнил региональным акимам, что основная задача и цель Программы моногородов не заключается в приведении в порядок инженерных коммуникаций. “Основная задача - обеспечить рабочими местами людей, которые там проживают”, - отметил вице-премьер.
По этой причине программа, призванная вывести на качественно новый уровень 27 моногородов с численностью населения до полутора миллионов человек, сегодня на грани срыва. “В этом году из предусмотренных 1,8 миллиарда тенге на субсидирование моногородов ни одного тенге не использовано, а уже август заканчивается. Я сомневаюсь, что мы освоим эти деньги полностью”, - отметил глава министерства, напомнив, что в Курчатове проводили даже специальный форум по развитию моногородов, но, судя по всему, он прошел впустую. “На форум специально пригласили специалистов из Германии, чтобы они рассказали, как работают. И всех акимов моногородов отправили туда же, в Германию, чтобы своими глазами увидели. Ничего не меняется”, - возмутился Бахытжан Сагинтаев.
Забыли акимы и об изначальном предназначении Программы модернизации ЖКХ. Как известно, ее основной целью является повышение энергоэффективности. “Недавно по одному из телеканалов показывали сюжет о модернизации ЖКХ в Кызылординской области. Фасад покрасили в бетонном доме, и теперь он осыпается. Теперь жильцы не собираются платить два миллиона тенге, потому что некачественную работу провели. И вообще, задача данной программы - не покраска фасадов. Если хочет аким, чтобы у него улицы были красивыми, - пусть находит свои деньги и красит фасады”, - посоветовал министр регионального развития.
По словам министра, в некоторых регионах, например, в Актобе, акимат на эти цели находит спонсорские средства. “Пожалуйста, используйте этот опыт, но что жильцу дает этот фасад? Утепления абсолютно нет. Может быть, красота, но через два года от этой красоты ничего не останется, а ему за это много лет платить. Основные деньги уходят на дешевые виды работ. И в итоге программа не достигает своей цели”, - сетует глава ведомства.
Кроме того, остро стоит вопрос региональной диспропорции выделяемых бюджетных средств. “К примеру, в текущем году около половины общего объема выделяемых министерством средств приходится на пять регионов: Астану, Алматинскую, Карагандинскую области, ВКО и ЮКО. По программе “Занятость-2020” за последние два года свыше 50 процентов средств выделяется на 5 областей: Карагандинскую, Павлодарскую, Кызылординскую, ВКО и ЮКО”, - перечислил министр.
“Более половины проектов ГПФИИР также приходится на пять регионов - ЮКО, Карагандинскую, Костанайскую, Павлодарскую и Актюбинскую области. Мы одни и те же регионы сегодня финансируем”, - подытожил он.
“Но при этом в министерстве не ставилась задача кому-то больше дать, кому-то меньше дать. Все зависело от тех заявок, которые поступили от вас”, - обратился глава ведомства к региональным акимам. “Я не думаю, что тот, кто получил 13 процентов финансирования, обосновал проекты лучше, чем тот, кто получил 40 процентов”, - подчеркнул Сагинтаев.
“Возможно, вопросы финансирования зависят от активности руководства области. Может быть, есть другие факторы по подготовке необходимой документации, может быть, это исторически сложившиеся особенности региона, но факт остается фактом”, - отметил министр.
И если одни регионы привлекают больше финансирования, другие - меньше, то в вопросах удорожания проектов нашим акимам нет равных, и здесь статистика одинакова для всех.
Как оказалось, с 2009 по 2013 год объемы запрашиваемых средств, необходимых для покупки горючего в преддверии отопительного сезона, выросли в 20 раз. Если в 2009 году на эти цели просили 123 миллиона тенге, то теперь аппетиты регионов достигли 2,2 миллиарда тенге. “При этом удорожание социального мазута произведено всего на 4 тысячи. Если в 2009 году он стоил 32 тысячи тенге (за тонну. -
“НП”), то сегодня - 36 тысяч”, - подытожил Сагинтаев.
Кроме того, регионы соревнуются в вопросах выделения дотационных средств. “Если в 2009 году только одна область просила деньги, то сегодня просят уже четыре области. “Если мы будем такими темпами двигаться, через 2-3 года вся страна будет просить деньги на социальный мазут. Слабинку почувствовали акимы. Говорят, что перед зимой могут провалить отопительный сезон, население будет возмущаться, будет социальный взрыв, и им начинают выделять деньги. Я считаю, что это неправильно. Министерству совместно с акиматами необходимо пересмотреть данный подход, изучить, почему так получается”, - считает вице-премьер.
По его словам, для решения сложившейся проблемы необходимо менять старое оборудование. “Чем ежегодно на непонятное топливо тратить деньги, лучше нормальные котлы ставить, более энергоэффективные, работающие на нормальном топливе, тогда и КПД повысится”, - резюмировал министр. Так, по его словам, из-за применения низкокачественного топлива страна ежегодно теряет около 3,6 миллиарда тенге. Тогда как при правильной модернизации источников теплоснабжения можно было бы добиться ежегодного экономического эффекта в 40 миллиардов тенге.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |