|
Светлана Фельде
У меня нет русского телевидения. Из принципа по принципу - иначе буду смотреть передачи только на русском языке, а ведь живу в Германии. Зато русское телевидение есть у многих моих знакомых. И они время от времени делятся со мной необычными новостями. Например, в Украине один художник с 2000 года живет без электричества. Встает с восходом, ложится с закатом. Завязал с этим благом цивилизации он потому, что понял - электроэнергия является сильным раздражителем нервной системы.
А еще на меня произвел впечатление американский экопоселенец Брайан Лилой, назвавший десять причин для того, чтобы отказаться от электроэнергии. Процитирую коротко: никаких счетов, никаких отношений с электриками, комната при свечах романтичнее и куда красивее оживляет пространство, к тому же пчелиный воск пахнет потрясающе, экологически чистой электроэнергии не бывает, уменьшается риск столкнуться с потенциально опасными электромагнитными полями, никакого электронного шума, здоровый образ жизни, никаких отвлекающих моментов типа компа, кино, телефона, а сэкономленное время можно и нужно посвятить себе и своим близким, да и вообще - еще ниндзя так жили. И пираты так жили. И многие известные личности так жили - Ганди, Иисус Христос, Клеопатра.
Короче, долой лампочки и это, того, ну, помните, всей планеты, к чему призывал товарищ - не будем всуе произносить имя.
Иногда мне хочется с этим согласиться - электроэнергия действительно является сильным раздражителем нервной системы. Плата за нее в ближайшем будущем должна вырасти примерно на двадцать процентов. При этом независимо от того, у кого мы будем покупать ток. Что такое двадцать процентов, если лично моя плата за это чудо цивилизации в месяц составляет сто евро, читателю посчитать не так уж и трудно. То есть если сейчас киловатт-час стоит чуть меньше шести центов, то при двадцати процентах - примерно семь центов. Увы, подорожание и повышение цен для жителей Германии неизбежно - ибо население страны, боясь ядерных катастроф, хотело как можно скорее отказаться от атомных станций и уменьшить зависимость от угля, нефти и газа, чтобы не засорять атмосферу. Значит, неминуемо возрастает значение неиссякаемых источников - солнца, ветра и воды. Но чтобы их использовать, нужны различные устройства, создание которых требует колоссальных затрат. На их частичное покрытие и пойдут дополнительные суммы, собранные с налогоплательщиков. В итоге это даст государству около трех миллиардов евро в год, о чем позаботился закон поддержки производителей возобновляемой энергии. Правда, министр экологии Альтмайер обещает разработать некий механизм, тормозящий автоматический рост цен на электричество из-за увеличения выпуска экологически чистой энергии. Но никто в это не верит.
Зеленый пунктик
Не будешь учиться, пугала я некогда маленького сына, станешь мусор на улице убирать. Невдомек мне тогда, наивной, было, что работа мусорщика в Германии - не самая плохая. Пахнет, конечно, не фонтан. И контейнеры мусорные весят не пять кило. С другой стороны, есть профессии и потяжелее. Так что в этом контексте можно радоваться - не на стройке бетонные плиты тягать, а что до запаха - деньги не пахнут, и зарабатывают мусорщики не так уж и плохо - примерно тысячу семьсот чистыми.
Если же про мусорные дела вообще, то слишком уж сложно и слишком дорого - так оценивают местные власти и большинство населения немецкую систему сортировки мусора, известную под названием “Зеленый пункт”.
Возникла она в 1991 году, чтобы утилизировать, то есть перерабатывать во что-то полезное упаковку, в которой продаются товары. Для реализации этой затеи создали компанию Duale System Deutschland (DSD). Систему назвали двойной, так как компания обязалась делать два дела сразу: продавать разрешения на использование упаковки, которая может быть утилизирована, - они изображаются на ней в виде зеленых стрелок, а также собирать мусор с зелеными стрелочками в отдельный контейнер, вывозить его и перерабатывать.
Пять лет назад было решено, что вся упаковка должна подвергаться утилизации вне зависимости от того, есть у нее эти стрелочки или их нет. Таким образом отдельный вывоз утратил всякий смысл. Смысла нет, а за все это с нас, с производителей и с магазинов по-прежнему берут деньги. А буквально на днях стало известно, что скоро их будут брать на восемь процентов больше. Подсчитано, что существование системы “Зеленый пункт” обходится налогоплательщикам в 120 миллионов евро ежегодно. Заметим, что в миллионы не включены расходы на саму утилизацию.
Объединение местных фирм, занимающееся коммунальными услугами, требует, чтобы все эти задачи передали им, и обязуется выполнять их дешевле.
Однако объединение компаний, перерабатывающих отходы, отдавать их городам не хочет. Они доказывают, что могут делать это лучше, ведь у них самое современное в мире оборудование, позволяющее утилизировать до 73 процентов упаковки. Эксперты считают, что ни те, ни другие ни о нас, ни об экологии не думают, а просто хотят иметь как можно больше мусора, ставшего источником многих видов ценного сырья. |