|
Все достижения экономической мысли приходятся на периоды экономического упадка
Деньги - из-под земли
Министерство индустрии и новых технологий вновь бодро отчиталось о результатах первого полугодия в экономике. Судя по отчету, дела идут отлично. Обрабатывающая промышленность, например, выросла за полугодие на 14 процентов. Это грандиозно, особенно на фоне того, что происходит сегодня в экономике мировой. Дайте эту цифру любому компетентному иностранному экономисту, и он воскликнет - вау!
Сразу скажем: мы тоже за
рост. И ни в коем случае не хотим умалять усилия наших чиновников по реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР). Все нормальные люди хотят жить в нормальной, развитой, а не в отсталой сырьевой стране, которая существует только за счет экспорта полезных ископаемых. Будущее у таких стран в лучшем случае туманно, если не сказать резче.
Но что это за 14 процентов роста? В первую очередь, это запуск производства вагонов и локомотивов. Это факт, конечно же, отрадный и обнадеживающий. Вторую “добавку” обеспечило производство казахстанских напитков, главным образом алкоголя - рост аж на 11,5 процента. Тоже неплохо. Хотя обнадеживает уже не так.
Ну вот, собственно, и все. Вы скажите: и этого немало. Не согласимся. Не то, что мало, а просто удручающе мало. Если принять во внимание то, что общий объем производства вырос на 1,8 процента. И опять же - за счет все той же горнодобывающей отрасли (увеличение на 2,2 процента). Здесь с добычей все просто феерически. Качают и выкапывают не то чтобы ударными, а какими-то лихорадочными сверхстахановскими темпами.
Рост добычи металлических руд составил 105,9 процента, в том числе цветных металлов добыто на 106,4 процента больше, природного газа - на 106,6, а сырой нефти - на 101,8 процента. Так что, пока есть что качать и выкапывать, за статистику соответствующего министерства можно быть спокойным. Но не за реальную экономику.
Черная металлургия обвалилась за полугодие на 15 процентов. Объясняют это снижением спроса на фоне рецессии во многих индустриальных странах. Но и сельское наше хозяйство фактически показало спад - рост всего на 1,4 процента. Любой грамотный экономист знает, что это отнюдь не рост, а лишь показатель того, что отрасль еще функционирует и находится тоже в “вялой” стагнации.
И вот что еще примечательно - стремительный рост торговли. На 12,5 процента, и тенденция эта сохранится, судя по всему, до конца года. Растет и связь - на 14,6 процента. О чем все это говорит? Что живем мы по-прежнему за счет экспорта сырья. Причем живем за этот счет все более интенсивно, ударно, стахановски, увеличивая траты на экспорт все больше, тогда как собственное производство - это лишь крохи. И все происходит по истечении четвертого года введения ПФИИР.
До конца года еще, несомненно, изменится ситуация с урожаем, и сельский сектор должен подтянуться. Ждут, что с вводом Кашагана добавится положительная статистика по объемам добычи нефти. Но опять же - добычи. В целом же тенденция все та же, о которой мы говорили выше. Это общее снижение показателей в экономике, а по целым базовым отраслям - обвал. Мы в такой же стагнации, как и вся пресловутая мировая экономика, и мы по-прежнему всецело зависим о того, сколько нам заплатят за нефть.
И вот еще что интересно: реальные доходы населения страны (не по цифрам “роста зарплаты”, а с учетом реальной инфляции) отнюдь не растут. Тогда как объемы потребительского кредитования увеличиваются и увеличиваются.
Хотелось бы избежать резких оценок и обидных сравнений, но они сами напрашиваются: это называется иждивенчеством. Когда, не зарабатывая ни умом, ни руками, мы стремимся жить “последним днем”. Использовать все, что можно и уже давно опасно. Надолго ли хватит? |