|
Ботагоз Oмар
Казахстан поднялся на 21 позицию по “Индексу глобальной конкурентоспособности” (GCI - Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума, заняв 51-е место. И в этом немалую роль сыграли реформы в таможенной сфере.
Но по показателям Всемирного банка, наша страна продолжает быть в числе аутсайдеров. Напомним, в рейтинге Doing Business 2013 по индикатору “Международная торговля” мы занимаем 183-е место, что на 7 пунктов ниже, чем было в 2012 году. По словам заместителя председателя Комитета таможенного контроля (КТК) Минфина Игоря Тена, здесь нашей стране вряд ли удастся улучшить показатели самостоятельно, так как из-за отсутствия прямого выхода к морю данные расчеты для казахстанского экспорта и импорта ведутся по морским портам Китая
Согласно недавно обнародованному отчету международных специализированных рейтинговых агентств за 2012-2013 годы по “Индексу глобальной конкурентоспособности” (GCI - Global Competitiveness Index), наша страна улучшила свои показатели сразу на 21 строчку. Причем по индикатору “Бремя таможенных процедур” Казахстан поднялся на рекордные 25 позиций, заняв 77-е место. Таковы оценки швейцарской неправительственной организации Всемирного экономического форума, которые были выведены на основе опроса, проведенного ведущими исследовательскими институтами в странах, анализируемых в отчете.
Но есть и другие мировые рейтинги. Так, по исследованию “Индекса эффективности логистики”, которое проводится Всемирным банком совместно с региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в странах Центральной Азии, в прошлом году наша страна заняла 86-е место из 155 стран мира.
Что касается рейтинга Doing Business 2013, по которому не первый год, в соответствии с поручениями главы государства, сверяет курс правительство Казахстана, то здесь наиболее сложно обстоят дела по индикатору “Международная торговля”.
По словам заместителя главы таможенного департамента Игоря Тена, слова которого приводит пресс-служба данного ведомства, в этом вопросе следует обратить внимание на то, что данный показатель определяется только по уровню развития морских перевозок. “Очевидно, что в Казахстане, не имеющем выхода к морю (порт в городе Актау не принимается во внимание), повлиять на издержки перевозки от ближайшего морского порта возможно лишь частично, только на ту часть пути, которая проходит по территории Казахстана”, - сообщил Игорь Тен, подчеркнув, что расчеты рейтинга “Международная торговля” для казахстанского экспорта и импорта ведутся по морским портам Китая.
В этой связи он добавил, что такие факторы, как количество документов, затраты времени и стоимость перевозки, не подвластны администрированию со стороны казахстанской таможни полностью, так как включают в себя требования всей цепи поставки товара от морских портов, включая требования администрации этих портов (находящихся в Китае), до пункта назначения (в городе Алматы).
“Учитывая, что цепь поставки включает в себя не только требования различных казахстанских министерств и ведомств, банков, экспедиторов, брокеров, складских комплексов, производящих терминальную обработку, но и, по признанию экспертов Всемирного банка, требования администрации морских портов Китая, а также китайской таможенной службы, показатель “Международная торговля” дает представление об уровне сложности доставки товара морским транспортом в комплексе. Поэтому сделать выводы о реальном уровне таможенного администрирования и качестве таможенной очистки в Казахстане на основе данного показателя невозможно”, - резюмировал заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК.
Между тем ведомство ведет активную работу по реформированию таможенной сферы. В 2012 году внедрена процедура предварительного информирования, которая позволяет получать информацию о перемещаемых товарах таможней заблаговременно до ввоза грузов.
Кроме того, таможня заранее стала проводить оценку рисков, а для участников внешнеэкономической деятельности сократилось время прохождения грузов через границу. Параллельно с этим обновляют информационные технологии, что позволяет оптимизировать процессы проверки деклараций на товары и повысить скорость их обработки.
Не стоит сбрасывать со счетов и введение с начала этого года в пилотном режиме электронного декларирования экспорта. Ожидается, что полный переход работы таможни в электронный режим произойдет в 2014 году.
Очевидно, что в Казахстане, не имеющем выхода к морю (порт в городе Актау не принимается во внимание), повлиять на издержки перевозки от ближайшего морского порта возможно лишь частично, только на ту часть пути, которая проходит по территории Казахстана.
Астана |