|
Юлиана Жихорь
Правительство подвело итоги прошедшего полугодия. Если верить цифрам, то, в принципе, Казахстан развивается заданными темпами. Но не во всех сферах и далеко не по всем направлениям. Виноваты, как обычно, негативные тенденции в мировой экономике
Как ни крути, а превращение Казахстана из сырьевого придатка в индустриальную державу пока не получается. Наша страна все больше погружается в пучину глобализации. Хотя, если верить министру экономики и бюджетного планирования
Ерболату Досаеву, пока все пороговые индикаторы, определяющие устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних шоков, “находятся в безопасной зоне”.
Если сравнивать экономику Казахстана с ситуацией в развитых странах, то у нас все относительно спокойно. За полугодие ВВП подрос на 5,1 процента, грозя достичь запланированного на год показателя в 6 процентов роста. На фоне стабильной макроэкономической ситуации растут международные резервы (с начала года рост превысил 4 процента, а объем запасов достиг 89,6 миллиарда долларов). Впрочем, валовые международные резервы страны уменьшились на 7,6 процента (за счет снижения цен на золото). Активы Национального фонда составляют 63,5 миллиарда долларов с ростом с начала года на 9,8 процента.
Но, впрочем, все могло бы быть еще лучше. Однако реальный сектор экономики не весь смог достичь даже целевых показателей. Так, добыча сырой нефти сократилась на 1,8 процента от запланированного. Как результат, ВВП страны в целом “недобрал” 0,3 процента роста.
В производстве черной металлургии провал составил 15,6 процента (отрицательный вклад в ВВП - 0,2 процента). Причем здесь уже сыграло свою роль не только сокращение мирового спроса, но и материально-техническое состояние производственной базы: нестабильная работа доменных печей и высокая аварийность оборудования на АО “АрселорМиттал Темиртау”. А это вопрос уже к руководству “АрселорМиттал” и условиям контракта, по которому они работают. Предусмотрели ли наши власти, запуская люксембургскую компанию в Казахстан, пункт о модернизации производства и обговорили ли необходимый объем инвестиций? Но об этом история умалчивает.
Еще один удар по ВВП нанесла переработка продукции сельского хозяйства - недовыполнение превысило 10 процентов. По информации МСХ, в натуральном выражении на 6,3 процента снизились объемы производства муки, на пять процентов - крупы, на четыре - растительного масла и на 40 процентов - мясных консервов. К слову, в сельском хозяйстве вообще низкие темпы роста. Но обещания неплохого урожая, говорят чиновники, могут выровнять ситуацию.
“При достижении прогнозируемого роста в сельском хозяйстве и замещении невысоких темпов роста в одних отраслях более высокими темпами в других рост ВВП в 2013 году должен составить не менее 6 процентов”, - отрапортовал Досаев и тут же получил указание премьер-министра: достичь любой ценой.
А вот цена-то достижения в Казахстане опять не сошлась с прогнозной. Администраторы бюджетных программ (АБП) продолжают недоиспользовать средства, которые ежегодно во время планирования бюджета на грядущий год с боем выбивают у правительства. Только за первое полугодие, как сообщил глава Минфина Болат Жамишев, АПБ не приняли обязательства на 830 миллиардов тенге. Половина суммы - 399 миллиардов - приходится на непринятые обязательства по целевым трансфертам, предусмотренным регионам на текущий год: “В том числе по целевым текущим трансфертам 167 миллиардов тенге и по целевым трансфертам на развитие 231 миллиард”.
К слову, в ближайшее время бюджетную систему страны ждет “утряска” - с 2015 года будут введены лимиты по расходам программ. Целью такого метода экономии является контроль над дефицитом бюджета, который к 2020 году необходимо снизить до 1,4 процента к ВВП. “С 2015 года планируется ввести лимиты по расходам, в рамках которых администратор будет самостоятельно распределять средства с учетом достижения наибольшего эффекта и результативности. Также будет пересмотрено ценообразование в строительстве в целях исключения стимулов к завышению стоимости и удорожанию проектов”, - сообщил Досаев.
В первом полугодии бюджет страны недополучил 93 миллиарда тенге с ростом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 14,4 процента, или на 11,7 миллиарда. Это, как заявил Жамишев, “связано с текущим начислением налогов, а также начислениями по актам налоговых проверок. В общей сумме недоимки 37,4 миллиарда тенге, или 40,2 процента, приходится на недоимку по материалам, которые переданы в правоохранительные органы в связи с наличием признаков лжепредпринимательства и которые являются безнадежными к взысканию”. То есть почти 40 миллиардов тенге наш бюджет уже точно недополучит к концу года.
Но в целом, если ситуация на мировых рынках будет складываться относительно благоприятно в ценовом отношении и если мировая экономика продолжит хоть маленький, но рост, Казахстан может достичь запланированного роста в 6 процентов ВВП. Однако если учесть нерадужные прогнозы экономистов по затягиванию рецессии в еврозоне и сокращению роста экономики Китая при незначительном подъеме ВВП США, вполне возможно, что и казахстанская экономика тоже впадет в стагнацию. Если смотреть по цифрам, то процесс уже пошел: с начала года на мировом рынке отмечалось снижение цен на нефть на 8,7 процента и железную руду - на 16,8 процента. Экспорт сырой нефти из РК снизился более чем на 5 процентов, ферросплавов - на 10,8 процента, проката плоского - на 33,6, цинка - на 18,7, алюминия - на 17,2, пшеницы - на 61,3. Зато импорт вырос на 10 процентов. (Даже в рамках Таможенного союза наш экспорт снизился, а импорт вырос).
Астана |