|
Ольга Шишанова
Работодатели и учебные заведения не устают жаловаться друг на друга, в Казахстане, несмотря на периодическое внедрение различных программ - то развития образования-2020, то ГПФИИР, то занятости-2020, по-прежнему остро стоит проблема нехватки специалистов технического и профессионального образования
Это противостояние идет уже несколько лет подряд. Развитие отечественной промышленности и производственный цикл, кажется, представляют собой неразрешимые противоречия между потребностями рынка и сложившейся системой образования в республике.
Тогда как на деле все просто - страна нуждается, и даже очень, в специалистах рабочих профессий - сварщиках, токарях, инструментальщиках, механиках. Причем в таких, которые должны уметь работать на современном оборудовании, в то время как сегодня качество подготовки рабочих кадров дошло до той критической отметки, которая может нести угрозу при воплощении индустриально-инновационных планов в стране.
Так, по словам управляющего директора НЭПК “Союз Атамекен”, председателя ОЮП “Ассоциация профессиональных строителей Восточного Казахстана”
Игоря Шацкого, “по ГПФИИР сегодня много наименований новых профессий, связанных с современными технологиями, - в том же Усть-Каменогорске открылся завод по производству солнечных батарей. Это принципиально новое - у нас никогда не было такого производства, соответственно, очень большая потребность в специалистах, которых нет”.
Более того, по новым специальностям отсутствуют профстандарты, что обязательно сказывается на их включенности в учебные программы и учебные планы профтехучилищ. Если их нет, подготовка по ним невозможна.
Пока же, по данным министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова, “из созданного сегодня 81 профстандарта принято два”. Эти цифры подтверждают расхожее мнение о том, что “в реальности существующая система подготовки в учреждениях профтехобразования не всегда ориентируется на потребность производства”.
Между тем крупные казахстанские предприятия нуждаются сегодня в специалистах 134 квалификаций, однако 23 из них вообще отсутствуют во всех госклассификаторах, то есть теоретически по ним подготовка невозможна, их нет даже в справочнике профессий, а по 51 квалификации не готовят ни в одном учебном заведении, поскольку нет либо лицензии, либо госзаказа.
Картину дополняют два противоборствующих ведомства: у Минтруда и соцзащиты населения, по словам Шацкого, свой классификатор профессий, у Минобразования - свой.
Но это не мешает министру Жумагулову заявлять о том, что “сегодня нашей экономике требуется 25 процентов работников со средним образованием, 55 процентов - с дипломами технического и профессионального образования, а с высшим образованием нам нужно всего 20 процентов”.
При этом, по словам министра образования, “количество обучающихся по экономическим и гуманитарным специальностям уже сократилось на 40 процентов”.
Однако одними процентами дело не исправить, потому что в игру снова вступает МОН с его требованиями рейтингов школ. Дело в том, что сегодня этот самый рейтинг определяется количеством выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Естественно, что директору школы абсолютно невыгодно посылать учеников на рабочие специальности. Вот и полнится рынок безработных с высшим образованием, только никому не нужных специальностей.
Игорь Шацкий сетует на то, что не ведется никакой работы с родителями относительно выбора профессии их детей, да и сами выпускники, “помыкавшись, идут учиться на рабочую специальность лишь затем, чтобы не жить впроголодь - сегодня зарплата юриста в три раза меньше, чем зарплата профессионального каменщика”.
Но и тут имеются свои подводные камни - порой выпускник ТиПО, отучившись, не хочет работать по выбранной специальности. Он пришел просто “перекантоваться”, так как не поступил в вуз. А ведь государство вложило деньги в его обучение, выплачивало ему стипендию. Если он все-таки попадает куда-либо на производство, толку от такого специалиста мало, отсюда - нарекания работодателей к учебным заведениям ТиПО, которые “дают им кого попало”.
Добавить к этому обучение на устаревшем оборудовании, нехватку преподавателей необходимой квалификации и почти полное отсутствие учебных пособий, и можно не рассчитывать на необходимый уровень квалификации.
Выпускник при таких условиях, а они, по утверждению Игоря Шацкого, преобладают, “всегда будет отставать от нужд работодателей”, которые, чего греха таить, тоже побаиваются допустить в свое производство вчерашних учащихся профтехучилищ.
Астана |