|
Ботагоз Омар
По мнению американского эксперта, переход к “зеленой” экономике с выработкой национальной долгосрочной стратегии позволит не только окупить вкладываемые в эти цели инвестиции, но и способствует росту валового внутреннего продукта. В то же время, как следует из Концепции по переходу республики Казахстан к “зеленой” экономике, для развития нашей страны в соответствии с высочайшими экологическими требованиями необходимы финансовые вливания в размере одного процента от ВВП, что эквивалентно 3-4 миллиардам американских долларов в год
Вчера в Астану прибыли руководители всех областных территориальных инспекций и государственных предприятий Комитета лесного и охотничьего хозяйства для участия в семинаре-тренинге “Концепция по переходу РК к “зеленой” экономике: новые подходы к экологическому менеджменту”. Выступивший в ходе мероприятия директор отдела экономического развития миссии Агентства США по международному развитию (USAID) в Центральной Азии
Майкл А. Трублад рассказал об опыте своей страны в этом направлении.
По его мнению, в казахстанской столице для улучшения качества атмосферного воздуха необходимо прежде всего улучшить систему общественного транспорта. “Конечно, было бы хорошо внедрить систему метро, но я понимаю, что это достаточно противоречивый и затратный вопрос”, - заметил он, отвечая на вопросы журналистов.
Он считает, что при переходе нашей страны на “зеленые” рельсы необходимо учитывать опыт Эфиопии, которая в последние годы очень активно развивается в этом вопросе. “Эфиопия разработала национальную стратегию устойчивого развития. Они смогли изыскать внешнее финансирование для того, чтобы работать по снижению уровня загрязнения, и это у них получается. Во многих странах результат виден, когда принимается национальный подход и когда эти вопросы курирует правительство”, - подчеркнул Майкл А. Трублад.
В то же время, если верить словам главного эколога страны Нурлана Каппарова, Казахстан в инвесторах не нуждается.
“В Казахстане наиболее приоритетны солнечные и ветровые источники энергии. Если взять два реализуемых в стране крупных проекта и мини-гидроэлектростанции, то у нас сегодня 0,5 процента выработки в стране. На следующий год мы уже планируем довести выработку до одного процента. У нас опасений, что мы не доведем до уровня трех процентов в 2020 году, нет, потому что количество инвесторов, желающих проинвестировать, как только будет принят закон, намного больше, чем мы можем себе позволить. В МИНТе сегодня лежит заявок на 4 тысячи МВт, а три процента к 2020 году - это 660 МВт. У нас количество заявок сегодня уже в четыре раза больше, чем мы можем себе позволить установить. Поэтому опасений, что мы не выполним, нет, у нас проблема, как сдержать желающих инвестировать”, - говорил министр охраны окружающей среды, выступая с парламентской трибуны при рассмотрении соответствующего законопроекта.
Между тем Концепция по переходу РК к “зеленой” экономике 30 мая уже была утверждена правительством. Ожидается, что к 2050 году преобразования в рамках “зеленой” экономики позволят дополнительно увеличить ВВП на три процента, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни населения.
Как следует из концепции, в настоящее время во всех основных секторах экономики наблюдается неэффективное использование ресурсов. По оценке аналитиков, это приводит к упущенной выгоде в 4-8 миллиардов долларов США в год, а к 2030 году эта цифра может вырасти до 6-10 миллиардов американских долларов в год.
Экономические потери, понесенные в результате низкой продуктивности земель, составляют 1,5-4 миллиарда долларов США в год, а к 2030 году могут стать еще больше, что может иметь социальные последствия для аграрного сектора, где занято 30-45 процентов населения в таких областях, как Северо-Казахстанская, Алматинская и Южно-Казахстанская.
Наиболее активные действия нашей страны в деле развития “зеленой” экономики начали предприниматься с прошлого года. Пока на мировой арене странами, активно поддерживающими концепцию “зеленой” экономики, являются Китай, Коста-Рика, Ботсвана, Бразилия, Эфиопия, ЕС, Гана, Индонезия, Япония, Кения, Таиланд, Непал, Нигерия, Филиппины, Россия, Южная Африка и США. Будем надеяться, что в этот список сможем войти и мы, но этому должны способствовать планомерные действия соответствующих структур, активность инвесторов, желающих строить объекты ВИЭ, и самих казахстанцев при бережном отношении к имеющимся ресурсам.
Астана |