|
Юлиана Жихорь
Свободные экономические зоны, функционирующие на территории Казахстана, хоть и приносят ощутимый доход экономике и казне, но все еще не выполняют всех возложенных на них функций. Пересмотреть подходы к их работоспособности, а заодно функциональной направленности предложили в правительстве
Сегодня в стране работают 10 СЭЗ. Работают давно. Только СЭЗ “Астана - новый город” запустили в 1996 году. Но, по мнению МИНТ, активно развиваться эти зоны начали лишь несколько лет назад, с запуском Программы форсированной индустриализации. Например, только за три года (2009-2012) предприятия, работающие в СЭЗ, произвели продукции на 224 миллиарда тенге. Это 80 процентов от всего объема производства за все годы существования зон. (Всего в развитие СЭЗ инвестировали более 308 миллиардов тенге частных инвестиций и 97 миллиардов из бюджета. Общий объем произведенной продукции за все годы - 270 миллиардов, объем выплаченных налогов - 28 миллиардов тенге.)
Собственно, этому способствовало изменение подходов к условиям СЭЗ. С началом ПФИИР полностью пересмотрели систему развития зон, приняли новый Закон о СЭЗ, расширили перечень льгот для их участников, предусмотрели возможность создания СЭЗ на частной земле.
Но этого показалось мало. “Принятые меры еще не позволяют достичь запланированных результатов”, - заявил
Альберт Рау. Предложив “решить проблему по инфраструктуре и наполнению СЭЗ качественными проектами, а также вопросы формирования эффективного корпоративного управления зонами”.
В органы управления предложили включить не только советы директоров СЭЗ и чиновников из министерств и акиматов, но и представителей бизнеса (от Национальной палаты предпринимателей) и международных экспертов.
В качестве таких экспертов правительство выбрало сингапурскую управляющую компанию Jurong Consultants. Компания специализируется на “раскрутке” СЭЗ и уже работала в 46 странах, продвинув более тысячи проектов. Как рассказал на заседании правительства представитель из Сингапура, самым первым и одним из самых успешных своих проектов компания считает индустриальный парк Суджоу (Китай).
Jurong Consultants уже составил план работ в Казахстане. Для начала - “изучение и оценка текущей ситуации”. Включая определение направлений индустриальной политики и анализ отраслевой направленности СЭЗ. На втором этапе, помимо всего прочего, эксперты предлагают свои услуги в финансовом и бизнес-планировании (как в тех сферах, где Казахстан, увы, традиционно хромает). А заодно и в ревизии законодательства, регулирующего деятельность зон.
С законодательством у нас вообще отдельная история. Сегодня в стране власти активно пытаются развить так называемые индустриальные зоны (ИЗ). Как заявил премьер Серик Ахметов, если СЭЗ должны специализироваться на инновациях и высокой добавленной стоимости, то индустриальные зоны - этакая площадка для удобства МСБ и “создания новых рабочих мест”. Причем создаваться индустриальные зоны могут где угодно. Исекешев, например, призвал крупные действующие предприятия выделять на своей территории площадки для создания ИЗ. В общем, индустриальные зоны пришли на смену не оправдавшим надежды властей технопаркам. (В Астане на территории такого технопарка можно найти бизнес всех мастей - от изготовления багетов для картин до продажи и перепродажи любого товара от любого производителя. Хотя изначально предполагалось, что технопарки станут некими бизнес-инкубаторами новых производств.) Так вот, развивая подобные зоны, правительство бежит впереди законодательства. Например, непонятны схемы финансирования подобных зон. Хотя создаваться они, как заявил вице-министр регионального развития Серик Жумангарин, должны в том числе в малых и моногородах. “Хотим создавать индустриальные зоны в каждом районном центре”, - замахнулся Жумангарин.
Вот для того, чтобы не было подобных ошибок и в СЭЗ (как-никак они сегодня чуть ли не ключевой магнит для привлечения инвестиций), и нужны “чужие мозги”.
Своих хватило пока на осознание, что давать в каждом СЭЗ площадку для “чего хочу” уже не получится. (Недаром все тот же сингапурский представитель говорил об отраслевой направленности СЭЗ.)
Первой ласточкой станет специальная экономическая зона “Морпорт Актау”. Альберт Рау предлагает переориентировать ее деятельность на обеспечение нефтегазового сектора страны, и в первую очередь - на экспорт в Прикаспийские государства. Видимо, сегодняшние объемы загрузки порта недостаточно эффективны. “Несмотря на положительные результаты, считаем, что потенциал СЭЗ в Актау используется недостаточно, - заявил вице-министр. - Главным направлением деятельности СЭЗ должно быть максимальное обеспечение нефтегазового сектора и использование морского порта для выхода через Каспий на внешние рынки продукции, произведенной в СЭЗ. Нужен в целом перезапуск СЭЗ, то есть необходимо отойти от слова “морпорт” и переориентироваться на нефтегазовый сектор, в том числе и экспорт в Прикаспийские государства”. (Сегодня “Морпорт Актау” - одна из успешно развивающихся зон: соотношение частных инвестиций к выделенным бюджетным средствам составляет 2,5 тенге на 1 бюджетный тенге, объемы производства достигли 118 миллиардов тенге, что составляет 44 процента общего объема производства на территориях СЭЗ. Объем налоговых отчислений превысил 2 миллиарда тенге.)
По сути, обновление СЭЗ требуется для самого крупного на сегодня нефтяного проекта - Кашаганского. И Актау должен стать основной “точкой сбыта” нефти.
К слову, для активизации привлечения инвестиций в страну МИНТ предлагает ввести стабильность законодательства для нефтедобывающего сектора сроком на 10 лет. Что означает, что министерство не надеется на развитие иных видов индустрии и уж тем более новых технологий в иных сферах для “поддержания штанов бюджета”.
Астана |