|
К вопросам рождаемости правительство подходит через соответствующий орган
Рожденные в Зимбабве
Телемост “Демографическая ситуация в странах СНГ. Общие вызовы и частные проблемы” состоялся на этой неделе. В обсуждении темы приняли участие эксперты и чиновники из Армении, Казахстана, Молдавии, России и Украины. Разговор был оживленным.
Спад рождаемости, признаки депопуляции, деформации населения и, как следствие, старение общества и сокращение численности населения. Это все сейчас наблюдается в вышеперечисленных странах, кроме нашей. Исследования ООН свидетельствуют, что население Армении, России, Молдавии и Украины, за исключением Казахстана, к 2050 году существенно сократится.
Что же касается Казахстана, то, как победно доложила председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Гульшара Абдыкаликова, численность населения за прошедшие 5 лет выросла на 2,2 миллиона человек, составив 17,2 миллиона.
И таких, прямо сказать, впечатляющих результатов, по мнению г-жи Абдыкаликовой, удалось достичь благодаря государственной пропаганде семейных ценностей, повышению качества жизни и здравоохранения, а также оказываемой поддержке семьям. В общем, все предельно просто. Удивительно только, почему все остальные страны, в которых происходит депопуляция, не возьмут этот наш поразительный опыт за образец и не избавятся от опасного сокращения населения?
Впрочем, госчиновнику нужно всегда пропагандировать свою политику, что он, госчиновник, и делает. Ничего здесь удивительного или предосудительного нет. У соседей дела из рук вон плохие, а у нас хоть здесь что-то выросло - почему же не объяснить это госполитикой? Тем более что она действительно ведется.
Другое дело, что рост населения или его сокращение никакого отношения к госполитике не имеет, а носит подчас необъяснимый, мистико-метафизический характер, а также имеет “сезонно-исторический” аспект, так об этом ни эксперты, ни чиновники во время телемоста почему-то ничего не сказали.
Есть такие две благословенные страны на земле, как Зимбабве и Германия. В Зимбабве, по сути, нет ни экономики, ни госфинансов, и, следовательно, никакой демографической политики проводить там не имеется никакой возможности. А вот среднегодовые темпы прироста населения составляют здесь в среднем 3,6 процента. Германии такой прирост уже не снится начиная с 1972 года. Две трети зимбабвийцев моложе 35 лет, а 48 процентов - моложе 15 лет. Для сравнения: в Германии людей старше 60 лет около 25 процентов от всего населения, а в 2050 году ожидается, что их будет около 38 процентов.
Германия тратит на поддержание рождаемости и семей колоссальные средства. На каждого ребенка, пока он растет, государство выделяет в среднем 150 тысяч евро. Сумма пособия, которое по закону можно получать на каждого ребенка до 18 лет (а в ряде случаев и старше 18), увеличивается регулярно. Родители получают тем больше налоговых послаблений, чем больше у них детей.
Мы не будем перечислять все, что делает правительство Германии для того, чтобы переломить ситуацию и хоть как-то остановить депопуляцию, перечень впечатляет. Но дело в том, что все это абсолютно никак не влияет на ситуацию, и уровень рождаемости вот уже сорок лет (!) ниже уровня смертности. И разрыв увеличивается.
Тогда как, например, во всей Африке, где ни одна из стран не проводит, повторяем, никакой демографической политики, темпы естественного прироста населения самые высокие в мире и во многих странах составляют до 35 человек на 1000 жителей в год. В частности, в том же Зимбабве этот показатель равен сегодня 32 рожденным.
Для сравнения: в Казахстане - 16, а вот в Германии - это... 8 младенцев. Занятно, да? Как говорится, нам бы дотянуться до Зимбабве. Жаль, что эта загадочная страна не входит в СНГ, тогда бы демография у нас наверняка выглядела б намного лучше.
Так что можно, конечно, и порадоваться, что кое-кого становится меньше, а кто-то размножается быстро-быстро, но, думается, все здесь как-то многопланово. И довольно чувственно-аполитично. |