|
Юлиана Жихорь
Недавно опубликованные результаты международного исследования Фонда “Посткризисный мир” “Перспектива-2050: новая политико-экономическая карта мира” удивительным образом совпадают с прогнозами, уже несколько лет озвучиваемыми казахстанскими властями. Некоторые из выводов исследователей буквально цитируют новую Стратегию развития Казахстана до 2050 года
Фонд “Институт посткризисного мира” базируется в Москве. Последнее его исследование провели 303 эксперта из 63 стран, которые проживают и работают в странах СНГ, Западной и Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, США, Канады, Австралии. Одновременно с этим исследовали материалы ООН, Всемирного банка, Международного экономического форума и массы исследовательских организаций, включая рейтинги международных агентств и аналитических центров.
Вопросы, которые задавались фондом, просты: с какими главными проблемами и вызовами столкнется человечество до 2050 года, будут ли эти проблемы преодолены, насколько эффективно и за счет каких ресурсов преодолены, какие страны и регионы преуспеют в этом, а какие будут иметь меньшие шансы на успех.
Прежде чем давать прогноз на будущее, исследователи задались вопросом: каково состояние в нынешнем, 2013 году? Почти две трети экспертного сообщества, давая ответ, оперировали определениями “передел сфер влияния”, “кризис” или “мировой беспорядок”. В первом случае речь шла о постепенном сдвиге экономической мощи мира в сторону Азии и расширении влияния развивающегося мира в целом.
Интересное открытие: участники опроса из стран пост-СССР менее всего ощущают “мировой беспорядок”. Они, привыкнув за последние десятилетия к динамичному изменению ситуации в своих странах, воспринимают это в порядке вещей. Но в целом общий настрой мирового экспертного сообщества достаточно пессимистичен.
Главной проблемой человечества до 2050 года эксперты отметили дефицит природных ресурсов - об этом сказала половина всех участников опроса. Причем речь идет не только об энергоносителях, но и о питьевой воде и продовольствии. Об этом последние несколько лет говорят казахстанские власти на всех международных площадках, и именно эти вызовы особо отмечены в Стратегии “Казахстан-2050” (в документе среди ключевых вызовов XXI века были названы такие, как острый дефицит воды, глобальная энергетическая безопасность и исчерпаемость природных ресурсов). Как видим, международное экспертное сообщество подтверждает сделанные нами ранее прогнозы.
На втором месте у мирового общества, если верить исследованию фонда, до 2050 года будут оставаться глобальные экологические и климатические проблемы. Природные катаклизмы последних лет, перемежающиеся сильные засухи и наводнения в Европе и Америке, странах Азии, а главное - непредсказуемость погоды (в чем уже расписались синоптики и ученые-аграрии) уже подвигли сделать неутешительный вывод: все это результат изменения климата. Правда, в какую сторону (потепления или похолодания), ученые пока сказать не могут.
Треть опрошенных выдвигает в качестве одного из основных вызовов миру геополитические процессы и несовершенство систем управления национальными экономиками и международной финансовой системы в целом. Об этом казахстанские власти также неоднократно говорили. Нурсултан Назарбаев не раз призывал политиков из G-20 реформировать устаревшие механизмы регулирования мировой экономики. И лишь недавно “Большая двадцатка” начала движение в этом направлении.
В ближайшие годы, как считают участники исследования, мир будет развиваться под эгидой целого ряда идей. Главная из которых - экологизм. За ним следует целый блок фактически равноценных, с точки зрения мирового экспертного сообщества, идей, которые во многом определят вектор развития человечества в среднесрочной перспективе: технологический прогрессизм, новый индустриализм и прагматизм, мультикультурализм.
Собственно эти выводы один в один повторяют векторы новой политики развития нашей страны: “зеленый” тренд, экономический прагматизм, технологический прогрессизм и новый индустриализм.
Обозначенный мировым экспертным сообществом треугольник противоречий “мультикультурализм - ислам - национализм” несет в себе угрозу стабильности общества, что видно на примере Европы, которая оказалась в тупике. На этом фоне Казахстан - один из немногих успешных примеров мультикультурализма, опыт которого может быть использован мировым сообществом в качестве примера развития.
Каким же будет мир-2050?
Ожидания мирового экспертного сообщества в отношении среднесрочных трендов развития человечества можно условно разделить на три блока. Первый блок включает в себя те сферы, где эксперты предполагают значительные подвижки, второй - это зона неопределенности, а третий - процессы и явления, в отношении которых существенных перемен не предвидится.
Более половины участников опроса ожидают бурного развития “тренда многополярности” и, соответственно, перехода ряда развивающихся стран в статус региональных или мировых лидеров. При этом речь будет идти не только о конкуренции “полюсов силы”, но и о конкуренции разных моделей развития, которые потеснят западнолиберальную концепцию. Анализ ответов и комментариев экспертов свидетельствует и о еще одном генеральном тренде. Какие бы подвижки в мире ни происходили, время турбулентности и потрясений не миновало. А значит, предстоит глобальное противостояние сразу по целому ряду фронтов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В Стратегии “Казахстан-2050” в десятке глобальных вызовов XXI века была названа, в частности, угроза новой мировой дестабилизации, что вновь подтверждает верность сделанных руководством нашей республики прогнозов. Фактически сейчас имеет место продолжение кризиса 2007 - 2009 годов, из которого мировая экономика еще не вышла и который сопровождается политическими трансформациями (в частности, “арабской весной”).
Задача Казахстана - максимально содействовать устранению предпосылок конфликтных ситуаций в регионе. А лучший способ стабилизировать Центральную Азию - это внутрирегиональная интеграция. Именно таким путем мы можем снизить конфликтогенный потенциал нашего региона, решить насущные социально-экономические проблемы, развязать узел водно-энергетических и иных противоречий.
Еще один интересный вопрос, на который пришлось ответить экспертам, участвовавшим в исследовании: какой путь развития государств в 2013 - 2050 годы представляется наиболее предпочтительным - революционный или эволюционный? А какой путь станет наиболее вероятным? Практически все опрашиваемые склонились к одному - эволюционный путь развития. Однако более 40 процентов участников опроса ожидают наступления революционных событий в силу разного рода причин: правительства могут “не справиться с управлением” в ситуации проведения необходимых реформ; старая система окажет слишком сильное сопротивление; ситуацию “подстегнет” усиление борьбы вокруг ресурсов на геополитическом уровне; в обществе не обнаружится достойного “противовеса” радикальным идеям.
Противовесом же должны выступить “особое качество госуправления”, “приоритетное обеспечение человеческого капитала” и долгосрочное планирование.
И, наконец, самое интересное.
Участникам проведенного фондом “Посткризисный мир” исследования также предложили назвать государства, чей опыт государственного планирования представляется наиболее интересным. Полученные результаты представляются ожидаемыми и парадоксальными одновременно. Абсолютное лидерство здесь - и это вполне ожидаемо - за Китаем, который продолжает демонстрировать весьма внушительный рост. Второе и третье места у США и Германии - стран, заведомо не склонных к государственному планированию. Удивительно практически одинаковое число баллов у высокотехнологичной Японии и сырьевой России. Впрочем, в последнем случае изрядная доля голосов - дань прошлому: эксперты часто вспоминают богатейший опыт государственного регулирования СССР.
Вторую пятерку стран - лидеров в области государственного планирования открывает Республика Казахстан, далее расположились новые индустриальные страны - Сингапур, Бразилия, Индия и Южная Корея.
Прорыв в число лидеров молодого Казахстана выглядит, на первый взгляд, наиболее парадоксальным. Действительно, семь стран из представленного списка - это входящие в первую десятку крупнейшие экономики мира: США, Китай, Япония, Германия, Бразилия, Россия, Индия (они приводятся в порядке убывания, согласно рейтингу Всемирного банка 2012 года). Республика Корея и Сингапур - также в числе крупнейших экономик, входящих в G20, к тому же пионеры среди “азиатских тигров”, продемонстрировавшие в свое время новое экономическое чудо. Казахстан же по показателю валового внутреннего продукта только вошел в пятидесятку, занимая 49-ю строчку в глобальном рейтинге стран.
С другой стороны, случай Казахстана является своего рода модельным примером именно с точки зрения эффективного влияния долгосрочного стратегического планирования на развитие страны. Еще в 1997 году Казахстан принял “Стратегию-2030”, став первым среди постсоветских государств, применившим долгосрочное планирование для выстраивания модернизационной модели.
К слову, Казахстан - единственное из постсоветских государств, вошедшее, по оценке экспертов, в первую пятерку претендентов на статус “новых азиатских тигров”. Весомыми основаниями для этого выбора стали эффективное государственное управление и планирование, рост образовательного уровня населения, динамичное развитие промышленности и банковского сектора вкупе с выгодным евразийским местоположением и богатыми природными ресурсами, а также курс на международную интеграцию.
Вот чем обосновали свои оценки нашей страны некоторые эксперты.
Лауренцо Сантьяго (Laurenzo Santyago), Португалия, заместитель директора Международного научно-исследовательского центра безопасности: “Казахстан. Согласованная и скоординированная экономическая политика с четким государственным руководством и сильным национальным лидерством”.
Томми Колферд (Tommy Kolferd), США, заслуженный профессор в области международной политики Университета Огайо: “Казахстан. Хорошие результаты государственного планирования и геополитическое положение, природные ресурсы”.
Саймон Сундарай-Кеун (Simon Sundaraj-keun), Малайзия, независимый консультант по вопросам геополитики и культуры: “Казахстан. Нация наращивает численность своего образованного населения, инвестируя доходы от сырьевого экспорта. Это торговый узел для товаров, поступающих из Центральной Азии и Китая в Россию и на европейские рынки”.
Астана |