Константин Маскаев
После публикации “Утро начала войны”, которая рассказала об акции “Свеча памяти” ранним утром 22 июня 2013 года в Алматы, наши читатели заинтересовались, насколько соответствует действительности то, что использованные во время акции свечи горели более двух часов: звонили в редакцию или обращались к автору материала в соцсетях. Мы не cлукавили и не преувеличили, когда сообщили об этом факте.
Мы попросили инициатора, организатора и участника мероприятия Владимира Андрющенко еще раз и подробней рассказать о событии. Ниже следует почти дословная запись беседы
- Прежде мы планировали провести чествование павших защитников Родины в первой половине ночи 22 июня на реке Или. Вы же понимаете, что речь идет в первую очередь о символах. Река является естественной защитой территории, границей. Но именно берега рек стали первым полем боя. И многое говорит о том, что не земля, а именно вода 22 июня окрасилась бурым.
Совершенно в духе того рокового момента связь с некоторыми участниками назначенной на 22 июня 2013 года акции была утрачена. Мы даже решили перенести мероприятие на воды реки Большой Алматинки и озера Сайран. Но то мелководное болото, которое мы обнаружили на месте живописного озера, совсем не соответствовало задуманному.
Глубокой ночью на северо-восточном углу Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев остановился легковой автофургон, мужчины вынули из багажника непонятную деревянную конструкцию и без инструментов начали ее разбирать на составные части: из плотиков, которые планировали запустить с зажженными свечами по реке Или, мы выломали бруски и отправились к Монументу воинской славы.
Замечу, что дежурившие в парке полицейские с пониманием отнеслись к нашему плану. Ровно в четыре часа по местному времени мы зажгли свечи: 12 свечей во славу павших и 12 - во имя будущего живых. Что интересно, сразу после этого из предрассветной мглы появился совершенно одинокий и абсолютно белый голубь. Почему я заостряю внимание на этом моменте? Всем знакома эта толпа вечно снующих под ногами жирных сизарей. А тут - появление этой совершенно чистой и белой птицы! Да простят мне мою дерзость, но я расцениваю это как совершенно нетривиальный знак.
Еще я думал о своем дяде Николае, который под городом Запорожье ушел в свою единственную атаку и навсегда остался шестнадцатилетним солдатом. О том, что наш отец никогда не рассказывал о войне, и мы, его дети, боялись лишний раз бередить раны его непростых воспоминаний. О том, что 22 июня многие красноармейцы встречали врага, подчас не имея патронов, а многие - и винтовок. Никто накануне того рокового воскресенья и не думал их вооружить. И они шли защищать Родину с тем, что держали в руках. О том, что примерно половина летного парка сгорела на аэродромах, так и не успев подняться в небо. О том, что личный состав частей в самое важное время оставался без офицеров, поскольку многие просто не успевали вернуться из своих воскресных увольнений. О том, что вся страна от Бреста до Сахалина была уверена, что будет война, но советское правительство убедило народ в миролюбивых намерениях фашистской Германии.
Все это время белый голубь оставался в поле зрения: перелетал со стелы на стелу монумента, ходил вокруг и будто наблюдал за нами.
Прошло не менее часа, свечи сгорели лишь наполовину! Меня уже тогда это несколько удивило: обычно такие свечи в храме сгорают за сорок минут. И тогда я уже намеренно стал следить за временем и фиксировать это на фото.
С помощью тайм-кода на снимке фотоаппарата можно убедиться, что эти свечи 22 июня 2013 года в Алматы, зажженные на Монументе воинской славы в память павших и во имя будущего живых, горели два часа и пять минут. И помимо самих участников акции тому есть и живые свидетели: полицейские и присоединившиеся к нам совершенно посторонние молодые люди, которые даже поблагодарили нас за этот урок почитания нашей великой истории и ее суровых страниц.
В нашей жизни достаточно таких подчас незаметных событий, которые трудно объяснить с рациональных позиций. Но они бывают. И происходят в какие-то особые моменты, как и тот, о котором идет речь. |