|
Константин Маскаев
Сегодня Талдыкорганский городской суд может вынести судебное решение по ходатайству бывшего начальника погранзаставы “Сары-Боктер” Алексея Фомина об условно-досрочном освобождении (УДО). К рассмотрению ходатайства суд приступил вчера
Вновь изучая это дело, судья Алтай Аенов справился у представителя учреждения, где содержится Фомин, об отсутствии замечаний за время заключения. Представитель подтвердил, что замечаний по соблюдению режима не было, напротив - заключенный Фомин даже получил одно поощрение. После чего судья удалился в совещательную комнату и объявил перерыв.
По закону бывший начальник погранзаставы “Сары-Боктер” Алексей Фомин может подавать на УДО не ранее, чем через год после задержания. Этот срок наступил 4 июня. В случае положительного решения Фомин может выйти на свободу уже в июле. По словам адвокатов, их подзащитный имеет все шансы на освобождение, так как преступление расценивается как средней тяжести.
Обстоятельства, по которым офицер-пограничник оказался в заключении, - отголоски трагедии на посту “Арканкерген”, произошедшей в последних числах мая прошлого года. 11 декабря 2012 года Алексея Фомина признали виновным в сокрытии от руководства Ушаралского погранотряда того, что пост “Арканкерген” с 28 по 30 мая не выходил на связь, а также в незаконном хранении боеприпасов.
А вот положение и статус второго и основного фигуранта “арканкергенской трагедии”, рядового Владислава Челаха, обвиненного в расстреле сослуживцев и егеря, остаются прежними. Он приговорен к пожизненному заключению и находится в особой тюрьме “Черный беркут” в поселке Жетыкара Костанайской области, где содержатся совершившие особо опасные и жестокие преступления.
Тем не менее, адвокат Серик Сарсенов продолжает бороться за своего подзащитного и действует по озвученному ранее плану. Он намерен снять самую тяжкую часть вины с Челаха, а именно обвинение в убийстве 15 человек, и выступает с кассациями, которые пока остаются без удовлетворения. Но это, по словам Сарсенова - та часть плана, которую следует реализовать, чтобы двигаться дальше, то есть подавать апелляции все выше по судебной иерархии. Он приближается к той стадии, когда сможет оспорить пожизненный приговор пограничнику в Верховном суде Казахстана. Примечательно, что о заведомо неудовлетворяющих сторону защиты решениях адвокат узнает от третьих лиц, часто - журналистов. Серик Сарсенов отдает документ и покидает инстанцию, тем самым выражая свое отношение к процедуре как заведомо очевидной, но неизбежной.
Комментируя работу в рамках этого дела, адвокат Сарсенов неоднократно сетовал на препятствия или простое невнимание со стороны суда, следствия и стороны обвинения. Ходатайство о предоставлении копий видеозаписей признательных показаний Челаха, поданное в суд апелляционной инстанции, осталось без удовлетворения. Сарсенов говорит, что эти материалы должны были изучить зарубежные эксперты, с которыми имелась соответствующая договоренность. Адвокат уверен, что экспертиза видео может опровергнуть версию следствия об убийстве егеря Руслана Кима. Также Сарсенов еще со времени суда в декабре утверждает, что обнаружил в деле указание на то, что на посту были останки не 15, а 19 человек, что не стыкуется с официальной версией и указывает на непрошенный визит неизвестных посторонних. Также он напоминает, что на посту обнаружены гильзы калибра 7.62. Оружие такого калибра на момент трагедии на вооружении “Арканкергена” не использовалось. Все сомнения и нестыковки должны играть в пользу обвиняемого, напоминает адвокат, но этого не происходит.
Прокурор опровергает доводы адвоката. Он считает, что для объективного исследования дела достаточно экспертиз, а гильзы находились на территории поста задолго до произошедшего. Прокурор выразил мнение, что кассация на приговор не может быть удовлетворена, а суд его поддержал.
Теперь наступил черед обратиться в надзорный орган - Верховный суд. Примерные сроки подачи жалобы адвокат пока не назвал. Ранее Сарсенов говорил, что, исчерпав шансы изменить положение подзащитного посредством судебной системы, останется только обращение к президенту. После чего Сарсенов получит правовую возможность обращаться в международные и надгосударственные судебные органы.
О трагедии на погранпосту стало известно 30 мая 2012 года, когда посланный наряд пограничников обнаружил, что пост сгорел, живых нет. Обнаружили обгоревшие останки пограничников и егеря. Позже обнаружили единственного выжившего пограничника Владислава Челаха. По горячим следам обнародовали видеозапись, где он дает признательные показания и показывает, как действовал на месте преступления. Позже Челах сообщил, что оговорил себя якобы по договоренности с сотрудником органов нацбезопасности - в интересах следствия и в целях поимки настоящих преступников. Существует также пленка, где военнослужащий делится подробностями преступления с сокамерником в следственном изоляторе. Суд счел доказательства против Челаха достаточными, обвинил в массовом убийстве и приговорил к пожизненному заключению. |