Ботагоз Омар
Несмотря на то, что для оказания специальных социальных услуг из госказны выделяют миллиарды, казахстанцы, которым адресовали эту помощь от государства, порой об этом даже не подозревают. Но больше всего представителей третьего сектора беспокоит проблема отсутствия единой координации между министерствами по этим вопросам. Без нее заявленные государством меры становятся просто декларацией
С начала прошлого года все министерства обязали работать с НПО по размещению государственного социального заказа. Это стало возможным после вступления в силу Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного социального заказа”. И так как времени прошло совсем немного, новая система работает пока недостаточно эффективно.
Сразу оговоримся, что из республиканского бюджета средства для ведения специальных социальных услуг выделяют давно. Так, по данным, озвученным ответственным секретарем Министерства труда и социальной защиты населения Аидой Курмангалиевой, с 2009 по 2013 год в целом по стране выделили целевых текущих трансфертов и трансфертов общего характера на сумму более 22 миллиардов тенге. Об этом она сообщила на этой неделе, выступая на заседании Комитета по социально-культурному развитию мажилиса.
Но если верить данным самих неправительственных организаций, то средства эти используют в Казахстане неэффективно.
По словам председателя ОО “Общество инвалидов, имеющих высшее образование “Намыс” Кайрата Иманалиева, на данный момент около 40 НПО оказывают такие услуги для детей с различной степенью инвалидности. Но они столкнулись с проблемами межведомственной несогласованности. “Если мы рассмотрим стандарты услуг внимательно, то мы увидим, что они совершенно по-разному написаны в зависимости от того ведомства, которому принадлежат”, - отметил он.
Вторая проблема, с которой сталкиваются представители третьего сектора, - это неполный охват целевых групп. “Даже те группы, которые есть в перечне (адресатов помощи. -
“НП”), не получают услуг. Возьмем, к примеру, жертв бытового насилия и торговли людьми или лиц, вышедших из мест заключения. Они этими стандартами пока не охвачены”, - подчеркнул представитель общественной организации.
По мнению директора научно-исследовательского центра “Молодежь” Жанар Букановой, связующим звеном между госорганами и НПО могут быть научные организации, направляя рекомендации на основе научных исследований по этим темам.
“Отдельный пакет рекомендаций будет выноситься государственным органам на основе изучения проблемных зон молодежи для формирования следующего социального заказа. Все это направлено на то, чтобы в итоге более эффективно использовать средства, выделяемые на реализацию государственной молодежной политики”, - добавила Жанар Буканова.
Между тем активное взаимодействие государства с неправительственным сектором уже сегодня дает свои результаты. (Другой вопрос, что при едином правительственном подходе эффективности было бы больше.)
По данным Минтруда, внедрение новых стандартов позволило расширить формы оказания услуг инвалидам в условиях полустационаров и ухода на дому, обеспечивая переход от традиционной схемы поддерживающего реагирования на схему реабилитации, направленной на конечный результат. Так, в 2008 году в домах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями находилось около 2,5 тысячи детей и 2 тысячи детей ожидали своей очереди на поступление в эти дома.
“Сегодня благодаря проводимой реформе ситуация кардинально изменилась. В настоящее время на базе 103 функционирующих медико-социальных организаций действуют 35 дневных полустационаров, где предоставляют специальные социальные услуги более 3 тысячам человек, в том числе 842 детям-инвалидам. Действуют 17 детских психоневрологических медико-социальных организаций, четыре детские медико-социальные организации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с охватом более 2 тысяч детей-инвалидов”, - подытожила Аида Курмангалиева.
Астана |