|
Если мало собственных заблуждений, можно расширить их мнениями экспертов
Менторский Тони
Тони Блэр врал неоднократно. Это не наша констатация, об этом регулярно вспоминает британская пресса. Экс-премьеру Соединенного Королевства постоянно напоминают о том, как он врал об этнических чистках в Косово, о наличии химического оружия у Саддама Хусейна, об отсутствии коррупции в руководстве Лейбористской партии, о том, что не было взяток крупных британских концернов саудовским принцам. Но, несмотря на то, что бывшего премьера неоднократно уличали во лжи, он так ни разу и не повинился.
Премьерство Блэра пришлось на период, который стал самым благоприятным для экономики Запада за последние лет тридцать - с 1997-го по 2007 год. Помните эти славные годы? Когда, например, наши банки готовы были “раздавать” нам кредиты чуть ли не без залогов?
А почему это они, банкиры, были такими щедрыми? Да потому что им, в свою очередь, немеренно “отстегивали” западные их коллеги, и именно тогда один из наших министров выдал великолепную сентенцию, которую нужно бы занести в соответствующие исторические анналы: “казахстанская экономика просто перегрета”.
Нет, не азартом перепроизводства (если бы!), не тем, что она бурно развивается, а просто потому, что денег, мол, ей, “экономике” (когда речь-то шла исключительно о банках), девать некуда. Профицитный бюджет не осваивается, банкиры рассовывают кредиты куда только можно, а уже и некуда. А с Запада бабло все дают и дают, ну как тут не перегреться?
Только после того, как все рухнуло, весь “перегрев экономики” прошел как внезапное и необъяснимое наваждение, стало более-менее понятно, откуда у нас были такие “успехи”. Оказалось, что это как бы и не наша вовсе заслуга, а причина в финансовой глобализации постоянно расширяющегося спектра финансовых инструментов, а также росте доступности кредитных ресурсов без адекватного залога.
То есть за эти “золотые годы” объемы производных финансовых инструментов галопом опережали возможности их использования. Иными словами, речь о мировой масштабной финансовой афере, когда, например, объем мирового рынка деривативов достиг 1500 триллионов долларов, тогда как ВВП самой мощной экономики мира - американской, был в то время на уровне 13,8 триллиона долларов.
Это был пик синусоиды псевдоэкономического подъема западных стран, сменившегося пресловутым финансовым кризисом, который, как утверждают, продолжается и сегодня и который чреват дальнейшими серьезными провалами.
Так вот, мистер Блэр стал премьером как раз в эту пору, и его пресловутые “реформы” экономики Британии неожиданно оказались успешными. Только сейчас многие в его стране стали понимать, что Блэр был просто везунчиком, к тому же из числа тех лидеров стран, которые инициировали этот псевдоэкономический подъем - как раз-таки с помощью стремительного роста производных финансовых инструментов.
Почему мы все это вспоминаем? Да потому, что ныне Тони Блэр - уже наш реформаторский гуру, ибо с октября 2011 года он возглавляет группу экономических советников при президенте Казахстана. И вот недавно он рассказал, наконец, всем нам, что же мешает нашей стране стать одной из тридцати самых конкурентоспособных стран мира.
Вы думаете, повальная коррупция или нехватка квалифицированных кадров, непрофессионализм и кумовство руководителей самых разных уровней? Ну что вы, совсем другое. Огромная территория наряду со скверным климатом, а также “наследство СССР”. Что имел в виду Блэр под всем этим, каждый решит по-своему. Упомянул он и некий “антропогенный барьер”, имея в виду, видимо, нас с вами, тоже оставшихся в “наследство” от СССР.
Выходит, если все это поправить, тогда, может быть, и войдем куда надо.
В свое время злая британская пресса окрестила Блэра “пуделем Буша” за его, премьера, заискивание перед Вашингтоном. Кем окрестим его мы после завершения его советничества, уже несложно предположить. |