|
Юлиана Жихорь
Тратосфера
Каждый год в парламенте бывает “драка”: правительство и Счетный комитет по контролю за исполнением бюджета представляют свои отчеты, а депутаты возмущаются качеством траты бюджетных средств
Мухтар Тиникеев, например, поднял вопрос, которым в свое время задавался президент страны: какова судьба 10 нацфондовских миллиардов долларов, выделенных в свое время для поддержки отечественной экономики. Причем выделены они были на условиях их позднейшего возврата. Вице-премьер Кайрат Келимбетов долго и обстоятельно рассказывал, на что и сколько было потрачено. Мол, то, что было потрачено на банки, уже возвращается: “По Народному банку средства уже возвращены, Казком возвращает по графику, по БТА главой государства было дано поручение найти в течение года инвесторов, чтобы государство вышло. В настоящее время правительство и ФНБ “Самрук-Казына” ведут соответствующие переговоры как с отечественными, так и с зарубежными инвесторами”. Все, что ушло на дольщиков и ипотечников, стало “основой будущих программ: ПФИИР, “Доступное жилье”, “Дорожная карта бизнеса”. И были эти деньги, как заверил Келимбетов, “израсходованы эффективно” и уже “повторно возвращаются в экономику”. И, мол, президент об этом знает: “Обо всех этих средствах правительство постоянно докладывает главе государства, об их эффективном использовании; что касается возврата, есть такая договоренность, что на среднесрочной основе они будут использоваться “Самрук-Казына”, после чего будет уже приниматься решение, в какие сроки их возвращать в Нацфонд”.
А вот Владислав Косарев поставил вопрос ребром: из госбюджета выделялись деньги на строительство жилья, а оно либо не построено, либо недостроено. В общем, средства израсходованы либо не полностью, либо некачественно. “Хотелось бы знать, сколько чиновников понесли ответственность за то, что не освоили средства, когда правительство отрегулирует, чтобы эти средства осваивались?” - вопросил он.
Первый зампремьера Бахытжан Сагинтаев доложил: все акиматы, у которых “земельные площадки были не подготовлены, а тендеры не проведены”, наказаны. “Мы приняли решение по тем регионам, где плохо осваивались средства - наказать соответствующих начальников управлений или заместителей акимов областей. По итогам этой работы в Кызылординской и Мангистауской областях были наказаны заместители акимов, а также начальник управления строительства Павлодарской области. По Актюбинской и Карагандинской областям тоже были приняты меры в отношении соответствующих лиц”, - заявил он.
Еще один животрепещущий вопрос последовал от депутата Шавхата Утемисова, поинтересовавшегося ситуацией с региональными Стабфондами продовольственных товаров. “Их задача - оказывать содействие рынку. Судя по материалам Счетного комитета, эта работа в настоящее время проваливается. В прошлом году для стабфондов выделено 17,1 миллиарда, использовано лишь 9 миллиардов, то есть чуть больше 50 процентов. Почему механизм не работает?” Оказывается, ларчик открывается просто. Сагинтаев заявил, что работа стабфондов “зависит от конъюнктуры рынка”. Вопрос, почему отечественные экономисты не могут просчитать поведение рынка, даже не поднимался: они с бюджетом-то ежегодно промахиваются, что вынуждает их уточнять главный финансовый документ страны по нескольку раз в год. Что уж говорить про цены на внутреннем рынке...
В общем, над бюджетом, точнее над отчетами правительства и Счетного комитета, мажилисмены “бились” несколько часов (при принятии бюджета времени уходит гораздо меньше). Быть может, этому поспособствовало нововведение: теперь все пленарные заседания мажилиса можно будет увидеть онлайн на страничке парламента parlam.kz. Так что отныне народным избранникам незачем будет обвинять СМИ, что те-де неверно интерпретируют депутатскую деятельность. Их активность-пассивность, качество интересующей депутатов информации, а также степень отстаивания интересов избирателей (включая депутатские запросы) электорат сможет увидеть воочию.
Астана |