|
Юлиана Жихорь
В среду вечером главы пяти государств - Казахстана, России, Белоруссии, Украины и Кыргызстана - провели заседание Высшего Евразийского экономического совета в формате 3+2. Три - это действующие участники Таможенного союза, еще двое - Кыргызстан и Украина - претенденты кто на вступление, кто на статус наблюдателя. Однако собственно заседание с обсуждением технических нюансов, не предназначенных для лишних ушей, прошло еще накануне. Во вторник вечером в Астане собрались три президента (Назарбаев и Путин прилетели из Бишкека с неформальной встречи глав государств - членов ОДКБ, Лукашенко - напрямую из Минска). На закрытом ужине все и было обговорено. Длился, кстати, этот ужин несколько часов.
Причина такого “междусобойчика” проста - не вполне уместно говорить обо всем, что наболело, в присутствии “чужаков” (Кыргызстан хоть и подал заявку на вступление в ТС, еще все равно не свой, а Украина - та вообще мечется между ЕС и ТС, не зная, что предпочесть). По Астане незадолго до встречи глав государств - членов Таможенного союза вообще ходили слухи, что Кыргызстан и Украину на этой встрече не очень-то и ожидали увидеть. Да они сами якобы изъявили настойчивое желание присутствовать. Впрочем, по официальной версии, Алмазбек Атамбаев и Виктор Янукович прибыли в Астану по приглашению.
Началась работа заседания с двусторонних встреч президента Казахстана с главами России, Белоруссии и Украины.
С Владимиром Путиным на двусторонней встрече обсудили разрабатываемый Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, выразив надежду, что он будет подписан в нынешнем году. Назарбаев поблагодарил российского лидера за приглашение принять участие в работе саммита G20. Путин, в свою очередь, отметил лидерскую роль Казахстана “в интеграционных процессах, причем в самых сущностных его формах и видах. Поэтому символично, что мы встречаемся именно здесь, в Астане”.
С главой Белоруссии подняли вопрос подготовки к созданию Единого экономического пространства и двустороннего обмена технологиями. “Мы при каждом посещении Астаны стараемся позаимствовать что-то для себя. В этом городе имеются передовые технологии, интересные архитектурные замыслы. И мы видим то, что подходит Белоруссии, договариваемся с вашими специалистами по различным проектам. Мы считаем Казахстан самым привлекательным и перспективным партнером для Белоруссии”, - заявил Александр Лукашенко.
А вот с Януковичем разговор зашел о перспективах. “Вы прибыли в нашу страну, чтобы ознакомиться с работой, проводимой в рамках Таможенного союза. Думаю, что Ваше присутствие на всех наших встречах принесет пользу”, - начал Назарбаев, перечислив все плюсы ТС. Виктор Янукович ответил дипломатично: “Мы знаем, что Таможенный союз основан во многом на Ваших давних идеях, на тех предложениях, которые прозвучали еще задолго до экономического кризиса. Мы хорошо понимаем, что рост экономики может быть лишь тогда, когда используются все возможности, задействуются все силы, когда есть инновации, идет модернизация промышленности и растет производство продукции с высокой добавочной стоимостью. Конкуренция укрепляется, когда расширяется круг партнеров”.
В общем, ответ в стиле: вы скажите, а мы подумаем.
Думать у Украины есть над чем. С одной стороны, она стремится войти в Европейский союз. Но со странами ТС ее связывают весьма тесные торговые связи. И ассоциированное членство в ЕС (которое может начаться уже в ноябре этого года) может значительно взвинтить цены на многие товары, поставляемые сегодня в Украину из, допустим, той же России, до уровня “европейских стандартов”. А это, согласитесь, Киеву, плотно сидящему на российской газовой трубе, очень невыгодно.
Впрочем, ничто не мешает Украине быть наблюдателем в обоих организациях, пока окончательно не будет решен вопрос, с кем же дружить выгоднее.
Как бы то ни было, но в Астане Янукович явно не чувствовал себя своим. И, видимо, некомфортность была настолько заметна, что после подписания всех запланированных документов в рамках ЕЭК президент Белоруссии пошутил: “Янукович к нам, видимо, уже никогда не приедет!”
Ан нет. Украина не стала торопиться с принятием решения. По словам Нурсултана Назарбаева, вопрос о придании Киеву статуса наблюдателя в ТС будет решен в конце октября в Минске на очередном саммите глав ТС (там же, видимо, будет одобрена и “Дорожная карта” по вхождению в ТС Кыргызстана). Однако сам Виктор Янукович озвучил иные даты: “Меморандум об участии Украины в работе Таможенного союза будет подписан в ближайшие дни на саммите СНГ в Минске премьер-министром Украины. Такое дано поручение и такое решение принято сегодня Советом глав государств ТС. Там будет определен статус Украины, возможность представителя нашего правительства работать в комиссии Таможенного союза и президента Украины по приглашению председателя Совета президентов принимать участие в этой работе. Второе - это то, что Украина сделала заявку, а совет поддержал ее в том, что Украина будет в Евразийском экономическом союзе в статусе наблюдателя”.
Среди других решений заседания Высшего Евразийского экономического совета стало подписание ряда важных для функционирования ТС, Единого экономического пространства и хода подготовки к запуску Евразийского экономического союза (1 января 2015 года) документов. Так, внесли изменения в регламент работы Евразийской экономической комиссии в части деятельности ЕЭК по проведению международных переговоров в сфере торговли. Также одобрили Концепцию согласованной агропромышленной политики членов ТС и ЕЭП “О мерах по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза”. А также Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики.
Нурсултан Назарбаев, подводя итоги встречи, подчеркнул в ходе брифинга, что президенты всех стран “в откровенном режиме обсуждали все проблемы, которые возникают, о чем говорят в прессе в Казахстане, Белоруссии и Украине. И все, что вы обсуждаете, это все нормально, поэтому что мы точно знаем, что это выгодно всем государствам. Не только по товарообороту и по занятию своего места в глобально развивающемся мире, но и в этой сложной экономической ситуации, которую мы имеем”. “Хотел бы подчеркнуть, что речь идет о сугубо экономической интеграции. Она основана на прагматизме, взаимной выгоде для всех государств и для союза в целом”, - завершил он.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |