|
Ботагоз Омар
Сегодня в рамках Таможенного союза есть полный перечень инструментов, позволяющих бороться с фактами демпинга как между предпринимателями стран “тройки”, так и по отношению к так называемым третьим странам. Подробнее об этом, отвечая на вопросы “НП”, сообщил в кулуарах АЭФ член Коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) (министр) Тимур Сулейменов
О том, что казахстанские предприниматели жалуются на то, что их российские и белорусские конкуренты искусственно занижают стоимость своего товара для вытеснения отечественных бизнесменов с внутреннего рынка, мы уже писали в предыдущих номерах газеты (в материале “Ценовые войны” от 23 августа 2012 года).
В октябре мы обращались с этими вопросами к члену Коллегии ЕЭК - министру по конкуренции и антимонопольному регулированию
Нурлану Алдабергенову. (Подробности - в материале “Справедливый” пирог на троих” от 11 октября 2012 года.) В целом, суть нашей беседы была сведена к тому, что между странами ТС проходит процесс сближения законодательств и выработки единой антиконкурентной политики.
Как тогда пояснял “НП” Нурлан Алдабергенов, для инициирования антидемпингового расследования бизнес должен действовать на территории минимум двух государств, причем их доля доминирования должна быть не менее 35 процентов. А более мелким производителям придется самостоятельно выживать в условиях современных реалий.
В этом контексте напомним, что в настоящее время парламентами трех стран принято новое законодательство по вопросам конкурентной политики. Следующим этапом гармонизации законодательства наших государств будет принятие модельного закона “О конкуренции”. Планируют, что он будет принят в июле 2013 года на уровне глав трех государств. В перспективе, к 2015 году, в трех странах примут единый антимонопольный кодекс.
В интервью “НП” Тимур Сулейменов в первую очередь подчеркнул, что вопросы, связанные с возможными фактами демпинга, не стоит связывать с созданием Таможенного союза. “Китай, которого обвиняют в демпинге все и вся, начиная от нас с вами и заканчивая Америкой и Европой, не состоит ни в одном из подобных союзов. Отсутствие интеграционных объединений не мешает демпинговать китайским производителям”, - отметил министр.
“У нас нет сейчас таможенного оформления, мы не можем сейчас ограждаться друг от друга. Но у нас есть инструмент расследований. Их будут проводить представители отдельного органа, который создается в Евразийской экономической комиссии для проведения расследований на трансграничных рынках. Там, где имеет место недобросовестная конкуренция, либо концентрация, либо сговор для получения неправильных конкурентных преимуществ, департаментом будут приниматься соответствующие решения. Нарушителей будут штрафовать, выносить им предписания, уведомления. Нормативную базу для этого подготовили еще в 2010 году и дополнили в конце 2012 года. В прошлом году президенты подписали около десяти конкретных методик: как налагается штраф, как проводится расследование, кто ответственный и так далее”, - сообщил Тимур Сулейменов.
Есть отдельные меры и по защите от демпинга третьих стран.
“Инициатор антидемпингового расследования должен представлять не менее 25 процентов отрасли Таможенного союза. И если ряд предприятий, выпускающих определенную номенклатуру товаров, договорятся о необходимости проведения антидемпингового расследования, они имеют право написать заявление в ЕЭК, которая проводит защитные антидемпинговые компенсационные расследования и имеет право затем принимать соответствующие меры”, - проинформировал министр ЕЭК.
“В случае если конкретное предприятие в Китае выпускает продукцию ниже себестоимости и потому выдавливает наши товары с наших же рынков, чтобы ее уравнять в конечной цене, уровень пошлины будет повышен на эту разницу. Этот инструментарий имеется и достаточно активно используется. Но для того, чтобы его эффективно реализовать, необходимо объединение интересов”, - добавил он, подчеркнув, что Китай в данном случае приведен в качестве примера.
“В этой связи очень важно, чтобы не только наши министерства, ведомства, переговорные группы тесно взаимодействовали друг с другом, но и бизнес. Потому что беды, проблемы, болезни у всех во многом схожи. Их необходимо выявлять вместе и единым фронтом выступать во взаимоотношениях как с властью, так и с третьими странами”, - резюмировал Тимур Сулейменов.
Астана |