Нищая жизнь - это когда природа становится роскошью
Зеленая-зеленая мечта
Сегодня самой модной фишкой стала “зеленая” экономика. Особенно в преддверии ЭКСПО-2017, во время которой уже обещано устроить в окрестностях Астаны маленький показательный экологический островок. На нем гостям со всего мира наша страна продемонстрирует самые современные свои достижения в вышеозначенной области.
Обещано также, что уже в будущем году доля возобновляемых источников энергии в нашем общем энергобалансе достигнет одного процента. А через семь лет - уже трех процентов, а через семнадцать лет - уже десяти. И далее - по стремительно возрастающей. Как всегда, перспективы волнующие, обещания яркие и впечатляющие, цифры ошеломляющие.
Это неважно, что обещанного никогда не будет, сейчас самое приятное - это ощущение грандиозных масштабов и фантастических горизонтов. Величия устремлений и упоения магическими цифрами. Это даже не вхождение в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира, это куда круче. Это смена мировозрения, философии, общего восприятия бытия.
Что такое вообще “зеленая” экономика? Если кто-то полагает, что это вынужденная перестройка народного хозяйства, продиктованная нехваткой ресурсов или энергоносителей, то он ошибается. Ресурсов на планете еще вполне достаточно для многих грядущих десятилетий даже такой бездумно-потребительской жизни, какой ныне живет человечество.
И те страны, которые больше всех других потребляют эти ресурсы, еще вполне способны регулировать цены и на энергоносители, и на прочие невосполнимые руды и ископаемые. То есть фактически жить за счет других стран, эти ресурсы на рынок поставляющих. Вроде нашей.
Нет, “зеленая” экономика - это совершенно новое мышление, порожденное современной западной постмодернистской философией. Невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве - это первый постулат теории “зеленой” экономики. Причем под ограниченным пространством подразумевается не только наша земная экосфера, а и пространство геополитическое.
Конечно, можно и дальше грабить и обманывать поставляющие ресурсы страны, платя им за это гроши, и манипулировать их властными режимами. Но это, в свою очередь, порождает другие противоречия, например, обнищание большинства населения этих стран и его демографическую экспансию. Или постоянную социальную нестабильность, борьбу кланов за контроль над экспортом ресурсов и т.п.
Постулат второй: невозможно удовлетворять бесконечно растущие потребности в условиях ограниченных ресурсов. А вот это уже из области протестантской этики. Неслучайно самые впечатляющие достижения в “зеленой” экономике сегодня как раз в северных странах Европы: в Дании, Швеции, Норвегии. Да и наполовину лютеранская Германия тоже стремится встать в ряд с ними.
И, наконец: все на Земле является взаимосвязанным. Это постулат третий. Вот, пожалуй, самое для нас интересное суждение. Трактовать его можно очень даже по-разному. Тогда как его авторы имеют в виду совершенно определенный вывод: пожирая то, что ты не произвел, чего не добыл своим умом или технологически оснащенным трудом, ты неизбежно становишься тупее и ленивее, а следовательно, все более отсталым и неразвитым. Это проклятие любого общества, живущего за счет продажи природных ресурсов.
А в том, что возле Астаны будет создан образцовый, невиданно дорогущий островок “зеленой” экономики, мы даже не сомневаемся. Чего не построишь, когда еще есть столько нефти. |